Сергей Довженко. Современный читатель С.И. Фуделя

Мониторинг социальных сетей

Доклад на VII Фуделевских чтениях 13 марта 2020 года

Сергей Довженко. VII Фуделевские чтения. 13 марта 2020 г.Друзья, я начну свой доклад с фактов и цифр, а окончу текстами, и надо сказать, довольно проникновенными.

Мы проанализировали две весьма популярные соцсети – Фейсбук и ВКонтакте (далее – ВК) – на предмет отношения к С. И. Фуделю.

На Фейсбуке есть одно фуделевское сообщество, но у него менее 10 подписчиков. В ВК находим 3 фуделевских сообщества. Два из них малочисленные (около 250 и чуть больше 60 подписчиков), оба созданы в 2014 – 2015 годах, но после 2016 не обновлялись.

Единственное живое и многочисленное фуделевское сообщество в ВК – «Сергей Фудель – самый сокровенный духовный писатель 20 века», у которого более 2 тысяч подписчиков. Много это или мало? Мы сопоставили эту цифру с данными по 3 сообществам ВК, посвященным некоторым святым и учителям благочестия нового времени.

Святитель Филарет Московский – меньше 500 подписчиков;
Святитель Феофан Затворник – 1500;
Игумен Никон (Воробьев) – больше 17 тысяч.

Основано фуделевское сообщество в ВК в ноябре 2010 года Михаилом Ковалем из Донецка (Украина). Первые несколько лет жизнь сообщества лишь теплилась. Через 5 лет, в ноябре 2015, по нашей просьбе Михаил Коваль включил в редакторский состав Алексея Смурова (Петушки) и меня (Московская обл.). Наши регулярные усилия и некоторые другие факторы привели к устойчивому росту числа подписчиков. Динамику роста я покажу чуть позднее.
Основной контент сообщества – лента публикаций с периодичностью 1 – 2 раза в неделю. Чаще всего содержание публикаций – это цитаты С. И. Фуделя, а также (изредка) близких ему людей, например, его дочери М. С. Желноваковой. Цитата снабжается подходящей (иллюстративно или ассоциативно) картинкой из нашего фотоархива. Обычно это работы современных фотохудожников в разных жанрах. Примеры фуделевских цитат я приведу в конце доклада.

Кроме ленты публикаций (их, кстати, нетрудно искать по ключевым словам с помощью инструментария сайта ВК), определенную ценность имеют фотоальбомы сообщества. Их пока 7: «С. И. Фудель и его близкие» (альбом пока далеко не полон), «Могилка С. И. Фуделя в Покрове» (собраны фото разных лет), один альбом по фуделевскому краеведению «С. И. Фудель в Усмани. 1952 – 1962» (подготовлен в основном трудами усманского исследователя А. И. Аввакумова), альбом «Музей С. И. Фуделя в Покрове», два альбома-фотоотчета с фуделевских конференций 2017 (юбилейного) и 2018 годов и, наконец, альбом-репортаж о пешеходном походе по фуделевским местам Покрова и окрестностей в 2017 году.

В аудиоархиве сообщества – ряд аудиокниг С. И. Фуделя и аудиокнига М. С. Желноваковой «Воспоминания о матери». В видеоархиве же собраны очень разные материалы, имеющие, однако, прямое отношение к С. И. Фуделю (20 видеофайлов). Существует еще форум с рядом тем, касающихся творчества С. И. Фуделя, но основные обсуждения разворачиваются все же в ленте публикаций.

Число подписчиков сообщества выросло с 273 в конце 2015 года до 2049 по состоянию на 12 марта 2020. По годам это выглядит так:

11.2015 – 273;
03.2017 – 651;
10.2017 – 956;
03.2018 – 1270;
09.2018 – 1439;
03.2019 – 1715;
09.2019 – 1873;
12.03.2020 – 2049.

Всех причин такого роста мы знать не можем, но одна хорошо прослеживается: в какой-то момент фуделевское сообщество было замечено (не по нашей инициативе) крупнейшим православным порталом в ВК «Православие» (основан одновременно с нашим сообществом, нынешняя аудитория – более 220 тыс. человек), и с тех пор мы имеем от портала постоянную информационную поддержку.
Каков же коллективный портрет современного читателя С. И. Фуделя, исходя из результатов мониторинга сообщества в марте 2020 года?

Инструментарий сайта ВК дает возможность для ясного представления лишь о географическом охвате аудитории (при нахождении подписчика в райцентре или сельской местности статистика указывает ближайший областной город). Мы можем показать это и в динамике, так как выгрузка статистики проводилась нами трижды: два года назад (март 2018), около полутора лет назад (октябрь 2018) и в марте 2020-го. Что же мы наблюдаем тут за последние два года?

На первом месте, как и полагается, Москва: 25%, 23% и снова 23%.
Много подписчиков в Санкт-Петербурге, при разнице с Москвой в численности населения больше чем в 2 раза: стабильно около 18%.
Следующим постоянно идет Воронеж: 4%, 5% и вновь 4% с небольшим. Это закономерно, так как ближняя и дальняя воронежская округа – пристанище семьи Фуделей в течение целого десятилетия.

Дальше – Нижний Новгород, но не столь стабильно: 2%, в последующем он пропадает из статистики (показатели менее одного процента отображаются сайтом в редких случаях), ныне вновь 2,5%.
Примерно то же с Самарой: 2%, потом данных нет, в 2020 опять 2%.
В этом году впервые проявился Новосибирск: тоже более 2%.
Остальные российские регионы представлены сравнительно немногими подписчиками, включая даже и Владимирскую область – один из «законных» центров фуделеведения.

Теперь о ближнем и дальнем зарубежье. Больше всего подписчиков фуделевского сообщества в Украине и Беларуси вместе взятых, причем последняя лидирует, и совокупный процент подписчиков из этих двух стран растет: соответственно по периодам 3,5%, около 5% и более 5%. На следующем месте Молдова: 1,5%, чуть более 1% и почти 1,5%.
Далее идут США, но без численного прироста: 1,5%, чуть больше 1%, а в последний период пропадают из статистики.
Зато в этом году проявились Нидерланды: более 1%, то есть на сегодня в этом государстве больше 20 русскоязычных читателей Фуделя.
Цифры по другим странам незначительные. Мы лишь обнаружили, что сравнительно много подписчиков в Казахстане (около 15 человек) и в Германии (около 10 человек). Есть кое-кто в Грузии и Австрии.

Предсказуемо, что большинство подписчиков – женщины. Правда, динамика здесь любопытна. Два года назад их было в сообществе 72%, сейчас лишь 58%. Прирост идет большей частью «по мужской линии».

С возрастом и вовсе просто: чем старше человек, тем вероятнее, что он относится к читателям С. И. Фуделя. На графике статистического сервиса сайта ВК видна взмывающая вверх гипербола.
Образовательный уровень подписчиков статистически определить не удается, так как свое образование указывает только каждый пятый.

Профессиональная принадлежность нашего подписчика – естественно, самая разная. Учет здесь также недоступен, но на некоторые особенности можно указать. Например, сравнительно много тут серьезных музыкантов консерваторского уровня, а также иконописцев (последних, правда, меньше).

Если же условно считать подписчиков сообщества людьми православными, то среди них почти все – миряне. Из более 2 тысяч человек обнаружены лишь 33 (!) церковнослужителя разных специализаций (алтарь, клирос, звонарское дело), 14 священников, 6 диаконов, 1 монахиня и 1 архиерей. Инославных и иноверцев не видно.

Несколько дней назад мы провели среди подписчиков опрос «Насколько вы знакомы с творчеством С. И. Фуделя». Предлагались четыре варианта ответа, и вот как проголосовали читатели:

Знаком только с цитатами С. И. Фуделя из вашей страницы – 14%
Прочел некоторые из произведений С. И. Фуделя – 40%
Прочел все доступные произведения С. И. Фуделя – 9%
Имею у себя книги С. И. Фуделя и перечитываю их – 37%

Приводим также данные сайта «Азбука веры», на котором можно прочесть почти все произведения. Какие из них читают больше?

«У стен Церкви» –более 35 тысяч просмотров
«Путь Отцов» – более 24 тысяч
Письма – более 20 тысяч
Другие произведения – существенно меньше (в 2 раза и более)1

А теперь, как я обещал, пища не столько для ума, сколько для сердца. Итак, обратная связь. В целом комментариев на нашей странице мало, но почти всегда это умные, добрые, интересные и зовущие к размышлению слова. Приведу несколько реплик, что называется, «самых-самых», а заодно, как тоже обещал, и самих публикаций.

Подавляющее большинство откликов – за последние два с половиной года. Но вот, листая архив сообщества, я неожиданно наткнулся вот на какое сообщение подписчицы Алины Шигабутдиновой из Москвы, написанное вскоре после основания сообщества, в апреле 2011:

«Так здорово! недавно для себя открыла замечательного Сергея Фуделя. Все его книги пронизаны пламенеющей любовью к Богу и Церкви, несмотря, а может быть благодаря всем страданиям, которые выпали на его долю и на долю его Отечества. Начала читать с «Воспоминаний», и полюбила каждую строчку. Так близки и особенно родны его воспоминания о детстве и юношестве, что не могу его никак иначе воспринимать, как своего ровесника. Сережа Фудель, а никак не Сергей Иосифович. Хотя знаю, что он начал писать, кажется, только в 56 лет. Эта молодость восприятия, глубина и простота очень дороги мне».

А теперь более свежие отклики. Вот наша публикация сентября 2018:

«Мы живем, и дышим, и верим, и терпим, – только для того, чтобы «не умирала великая мысль», чтобы не стерлись с лица земли те капли крови, которые пролил за нее Христос. Так как без них – духота, и смерть, и ужас. Если люди перестают это понимать, то я ради них же, этих людей, не перестану, так как жизнь вне любви – безумие». (Из письма С. И. Фуделя к дочери Марии, 1976).

Для примера (а он типичен) – у этой публикации более тысячи просмотров, 64 отметки «нравится», 8 репостов и несколько комментариев. Вот один из них. Галина Ермолаева (город не указан):

«Вот читаю чужие письма, письма отца к своим детям, и некоторые из этих писем прямо за душу берут, в мозг заходят, заставляют задуматься… Что это? Возраст такой или пришло какое-то понимание?»

Публикация октября того же 2018-го:

«Мы изнеможем от тления жизни, от какой-то смерти в себе и в других, от угнетающего плена своего в чем-то временном и темном. Спасение наше и противоборство наше – только в Вечности, только в том, чтобы в пустыне этой нести в себе малую каплю Вечности. Я жизненно это знаю, знаю, что это надо помнить и осуществлять буквально каждый день, если не час, чтобы собирались какие-то звенья этих капель и чтобы душа пила». (Из письма С. И. Фуделя к сыну Николаю, 1973).

Вот два из откликов на нее:

Лилия Бирюкова (Москва): «Это чувствуется <и> сейчас в 2018 году».

Татьяна Потапова (город не указан): «Как красиво, точно и честно. Давид тоже вопиет к Богу: один я остался, который чтит Тебя право, кругом фарисеи, внешне чтущие Тебя… (выражено своим словом)
Во все времена ходить перед Богом в истине сложно, тут даже не времена, а внутренняя греховность более довлеет, раздирает и тяготит, самость, страсти, себялюбие…»

Публикация июля 2017-го:

«…Читая Отцов, нельзя терять ощущение реальности своего духовного лица, нельзя сливать себя с читаемым текстом. Наше самомнение может принять форму какой-то отвлеченности сознания. В уме четко отпечатлеваются наставления или откровения святых, а сама грешная действительность читающего начинает меркнуть в абстракции. Человек как будто искренно и с духовной радостью все воспринимает, но внутри его не «сокрушенное сердце», а какой-то речитатив чужих слов. Лучше не знать чужих слов, чем потерять свое единственное и личное слово Богу: «Согрешил я, прости меня! «» («Путь Отцов»).

Из откликов на эту публикацию.

Сергей Рязанцев (Белгород):
«Думаю, речь о том, что в чужом духовном опыте можно растерять свой, то малое, что имеешь. Знакомый священник рассказывал о реальном случае на исповеди: «Ох, батюшка, грешна, грешна паче всех человек. Согрешила купанием без одежды …» – «А где ж вы купались так, на пляже, что ли?» – «Да нет, батюшка, ну вы что – у себя дома, в ванне». То есть начиталась бабонька святых отцов, вероятно, в том числе о подвигах пустынников первых веков монашества, которые и на самих себя без одежды не смотрели. Ну и к себе применила, без рассуждения. И вместо реального покаяния у человека теперь некий фантом – грех купания раздетой в собственной ванне…»

Татьяна Потапова: «Сергей, ага, поняла. Это беда в начале пути одолевает практически всех. Внешнее благочестие и аскетизм без начинки и рассуждения. Но… опыт, сын ошибок трудных… дорого берет)))»

Напоследок – сердечные мысли читателей Фуделя, высказанные на странице сообщества в последние полтора года.

Маргарита Казанкина (Санкт-Петербург): «Какое счастье и радость испытываешь каждый раз, когда перечитываешь книги С. И. Фуделя. Это как испить чистой ключевой воды в жаркий и изнуряющий день. Я постоянно ношу в душе тихий голос его слов и воспоминаний. Читая С. И. Фуделя, ты как будто слышишь голос Самого Христа. Слава Богу, что мне попались его книги».

Алла Павленко (Псков): «Сергей Иосифович погружает нас в ясный, светлый мир любви ко Христу и ведет этим путем, несмотря на все сегодняшние вызовы. Обращаюсь к нему ежедневно, как к старцу, который никогда не подведет и распутает любой узел. Жду выхода его трехтомника, а может быть, будут еще изданы его работы… Спасибо всем труженикам, которые доносят до нас его мысли, переживания, думы…»

Александр Прозоров (Москва): «Сергей Фудель (в моем его восприятии) – человек, любящий Христа и идущий Его дорогой. Для меня он может быть примером (если здесь уместно такое слово), маяком (?) Любви ко Христу, – и человеком, открывающим новые грани веры. Лично мне его творчество дает: цитаты для нашего приходского чата Антипы <речь о храме сщмч. Антипы в Москве, что рядом с РГБ. – С. Д.>, но, что важнее, дает понимание, что всегда, везде первым должен быть Христос; что всё – Тайна; что «всё проверяется Любовью» (его цитата); и что надо любить всех, – и любить, ничего не прося взамен. Он где-то в одной плоскости со Шмеманом, Сурожским (!) в моем понимании. При этом атмосфера, в которой он жил, была совсем другая, чем у вышеназванных проповедников. И этим моментом он (его творчество) мне тоже очень ценен и близок».

В конце своего доклада чуть-чуть коснусь личного. 10 лет я являюсь регентом храма. Регентский диплом я получил только в 42 года. Крестился в 35 лет. А первые строки Фуделя прочел в 28, это были его «Воспоминания», опубликованные в «Новом мире». И с тех пор, вот уже почти четверть века, с Сергеем Иосифовичем не расставался…

Примечания:

  1. Для сравнения: «Путь ко спасению» свт. Феофана Затворника – 119 тысяч просмотров, его же «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» – 282 тысячи, а составленный митр. Иоанном (Снычевым) сборник «Наставления в духовной жизни» – 540 тысяч. Для аудиокниг статистика по сайту azbyka.ru следующая: «У стен Церкви» – 46,4 тысяч просмотров, «Моим детям и друзьям» – 19,7 тысяч, «Путь отцов» – 17,4 тысяч, «Воспоминания» – почти 10 тысяч. Для сравнения: аудиозаписи книг свт. Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» – 20 тысяч, «Путь ко спасению» — 20 тысяч, «Добротолюбие» в переводе свт. Феофана: 1-й том – 127,5 тысяч, 2-й – 24 тысячи, 3-й – 13 тысяч, 4-й – 6 тысяч, 5-й — 10 тысяч. — Прим. редакции сайта.