С. Н. Дурылин. Приход: его задачи и организация

Предлагаем вниманию читателя выдержки из брошюры С. Н.  Дурылина. Приход: его задачи и организация. М.: Универсальная библиотека, 1917.

Пропуски в тексте брошюры обозначены знаком «<…>». Заголовки разделов полужирным шрифтом принадлежат редакции и добавлены для удобства чтения. В электронной форме публикуется впервые.

Данная работа Сергея Николаевича связана с дискуссией начала ХХ века о приходской реформе. Члены Братства Святителей Московских, включая С.Н. Дурылина, принимали в этой дискуссии активное участие. Цель, к которой, очевидно, стремился автор брошюры — подготовить общественное мнение к восприятию решений Поместного собора 1917 — 1918 гг.

I.

С.Н. ДурылинВопрос о православном приходе и его организации является одним из важнейших вопросов церковно-общественной жизни в новой России. Только при правильно организованной жизни прихода, как основной малой ячейки Церкви, возможно преуспеяние и развитие церковной жизни вообще: приходская основа церковной жизни, прочно построенная и установленная в согласии с духом церковности и соборности, делает эту жизнь цельной и крепкой, способной осуществить ту задачу, которая для верующих указана в словах Апостола народов: «Сохранять единство духа в союзе мира» (Еф., 4, 3).

В согласии с этим апостольским заветом и должна быть организована приходская жизнь в своих основах и существе.

По православно-христианскому воззрению на Церковь, установленному апостолом Павлом, она уподобляется целому сложному организму, Телу, Главою которого является Основатель Церкви, Господь Иисус Христос. Церковь, Тело Христово, по словам апостолов, «не из одного члена, но из многих».

У каждого члена тела — свое назначение, своя задача, все члены нужны, иначе жизнь всего тела будет не полна: в Церкви, как в теле, нет лишних членов. «Много членов, — продолжает апостол, — тело же одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна, или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения… Бог соразмерил тело, — продолжает апостол, — дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Коринф. 12).

В том и состоит жизнь Церкви, как целого, и жизнь отдельных ее ячеек, как приход, чтобы, подобно здоровому живому организму с его отдельными членами, Церковь представляла живое единство людей, собранных Христом, работающих работу Господню, каждый по мере сил и способностей. Только такой совместной работой любви во Христе может быть достигнуто то «единство духа в союзе мира», которое представляется высочайшей, исполнимой на земле задачей Церкви.

Приход, с указанной апостольской точки зрения, есть первое начало такого единения во Христе, есть то собрание верующих, хотя бы двух или трех, про которое Христос сказал, что Он — посреди них. Он образуется вокруг храма, как живого средоточия жизни Церкви, как места, где совершается таинство Евхаристии, где полагается самое прочное начало церковному христианскому единению, которое дается совместным исповеданием веры и молитвой. «Приходской храм и естественное приходское единенье дают возможность осуществить то высшее, к чему только может стремиться христианин, и поэтому высшая задача приходской совместной жизни под руководством доброго пастыря должна быть именно эта: возможное взаимное молитвенное воззреванье друг друга. Приход есть та естественная почва, на которой должны себя совместно проявлять чистые духовные и, особенно, естественно-общественные запросы верующих, с одной, и учительско-пастырская деятельность пастырей, — с другой стороны, т.  е. то, что составляет самую существенную часть истинно в церковной жизни. Церковь, объединяющаяся из приходов, где тепло и усердно молятся, и где пастыри словом и делом насаждают слово Божье, — такая Церковь будет сама и жива, и цветуща, и духовно свободна, ибо где дух Христов, там и свобода»1.

Поместная Церковь, возглавляемая епископом, как лицом, обладающим дарами благодати «пасти Церковь» во всех ее земных проявлениях, объединяет или, точнее, включает в себя приходы, как молитвенные единицы, сообщая им и жизни, в них протекающей, благодатное единство веры и научения. Иначе, если б не было этого вхождения прихода в жизнь поместной Церкви с епископом-пастырем во главе, было бы нарушено церковное единство веры и любви, а через то упразднился бы христианский смысл прихода, как отдельной ячейки Церкви. Приходская молитва и жизнь должна сливаться с молитвою и жизнью поместной Церкви и через нее — с жизнью и молитвой Церкви Вселенской.

Из молитвенного объединения верующих во Христе, которое является первой и верховной задачей прихода, вытекают неизбежно и все другие — нравственные, просветительные и благотворительные — задачи прихода. «Вера без дел мертва», — учит Апостол; эти дела (помощь бедным, просвещение, забота о нравственном и духовном развитии прихожан и проч.) в приходе должны быть естественным следствием общей веры и общей любви христианской, которую прихожане приобретают из храмового объединения в молитве и таинствах. Чем живее и глубже будет его это приходское объединение вокруг храма, с его таинствами, молитвами и пастырским научением, тем обильнее и действительнее будут и те «дела», которые составляют внешнюю сторону приходской жизни. Христианская жизнь, если она идет в духе Евангелия и Церкви, не знает разделения веры и любви, молитвы и дел: она есть единство и цельность, где одно вытекает неизбежно из другого, а все вместе исполнено подчинения воле Божией и Учению Христову.

Такую именно жизнь и должен, по мере сил, осуществлять приход, единящийся вокруг храма и пастыря.

Таковы внутренние основания приходской жизни, почерпнутые из оснований обще-церковных и апостольских. Обратимся к вопросу о практическом их осуществлении в приходе.

II.

«Православный приход есть община, имеющая своим центром православный храм, а во главе — своего приходского пастыря, как духовного отца и руководителя. Как пастырь, так и прихожане объединяются между собой во имя христианской любви и выражают это единение в братском общении»2. Составляя неотделимую часть поместной Церкви возлагаемой <возглавляемой> епископом, приход через участие в ней входит и во «единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Членом прихода является всякий, кто посещает данный храм и молитвенно участвует таким образом в жизни прихода. В городах люди принуждены часто менять местопребывание и уезжать из пределов своего прихода; так как объединение прихожан не внешнее и формальное, а внутреннее и духовное, то проживание вне пределов данного прихода не должно служить препятствием для прихожанина к полному участию в жизни данного прихода, если он продолжает сохранять молитвенную и всяческую верность своему прежнему приходу. Участниками приходской жизни должны считаться все верующие: даже дети, участвуя в пении или прислуживая при алтаре, являются такими участниками. Участье же в организации управления приходской жизнью могут принимать лишь лица, достигшие гражданского совершеннолетия, одинаково мужчины и женщины, без всяких имущественных, сословных, образовательных и тому подобных ограничений.

Единственно, что необходимо для участия в приходской жизни, это — правое исповедание православной веры, на основе Символа Веры и апостольского и святоотеческого научения, и действительное участие в благодатной жизни Церкви, т. е. соучастие в таинствах и общей молитве, совершаемой в храме. Эти условия неизбежны и неустранимы потому, что жизнь в приходе есть жизнь в Церкви, а жизнь в Церкви немыслима вне приведенных условий, так как они-то и составляют ее смысл и существо. Священник, как пастырь и духовный отец прихода, поставленный епископом, пастырем поместной Церкви, является первым деятелем прихода, его предстоятелем и духовным руководителем. По установлению Церкви, епископ вверяет иерею заботу о духовном руководстве прихожанами, делает его религиозно ответственным за спасение их душ перед Богом, — отсюда следует, что священнику принадлежит первое место в приходе, прежде всего как совершителю таинств: без священника, законно поставленного епископом, нет прихода, ибо нет литургии, для которой воздвигается самый храм.

Священник, по смыслу канонов, является естественным представителем своего прихода, и он — по сану своему, а не по избранию — является вместе с избранным лицом от мирян представителем своего прихода в те собрания, — например, для выбора епископа, — куда призываются представители приходов. Ни диакон, ни другое какое лицо из клира таким представителем, замещающим священника, быть не может. Диакон в приходской жизни занимает иное место, чем священник: он лишь помощник его в совершении таинств. Весь клир церковный, по самому смыслу своего существования, должен, конечно, принимать самое деятельное участие в приходской работе — в делах благотворения и просвещения; однако участие членов клира, за исключением священника, не должно ни в чем разниться от участия в тех же делах мирян.

Все прихожане, удовлетворяющие вышеуказанным условиям, и клир составляют приходское собрание, решающее все дела прихода, в которых он полномочен. Приходское собрание может быть созвано в самом храме или в ином помещении. Присутствие священника необходимо для него, чтобы приход был представлен в своем действительном единстве. Священник является и естественным председателем такого собрания; в случае крайней невозможности или неудобства для священника быть председателем (например, при обсуждении дел, касающихся его лично), избирается председателем другое лиц из числа присутствующих. Дела, подлежащие решению приходского собрания, решаются им в согласии с основными заветами Церкви, т.  е. соборно и единодушно. Церковь не есть механически составленно сообщество, как всякое другое, кроме нее; она есть общество верующих, т.  е. соединенных внутренно, потому и способы решения церковных дел должны отличаться от обычных способов решения дел мирских. Задача приходского собрания — прийти к решению не разделяющему, а объединяющему прихожан; поэтому решение по большинству голосов, как чисто внешнее, должно допускаться лишь в случаях невозможности найти единомысленное решение. Чем больше в приходе действительного единения во Христе, на основе истин христианских, тем сильнее возможность такого единомысленного решения. <…> Это приходское единомыслие особенно должно выражаться в единомыслии прихожан со своим духовным отцом и пастырем: тогда решение приходского собрания будут иметь особую силу и значение.

Приходское собрание следует считать законным, если на нем присутствует не менее одной десятой всех его членов, т. е. лиц, действительно единящихся вокруг храма и соединенных с ним своей религиозной жизнью. Для того, чтобы знать действительное число таких лиц, нужно, чтобы священником, при участии причта и прихожан, был составлен список всех членов приходской общины, действительно ее составляющих, а не только проживающих в ее пределах. Для решения более важных дел, как, например, дел об избрании духовенства, церковного старосты, об избрании в предепархиальные съезды и собрания, для рассмотрения имущественных дел прихода и т.  п. — нужно присутствие большого числа прихожан, примерно одной четверти.

Обыкновенное приходское собрание созывается не менее четырех раз в год; в нужных случаях оно созывается значительно чаще.

Приходское собрание выбирает свой исполнительный орган, постоянно действующий — приходской совет. В приходской совет входят, без всякого избрания, все члены причта, во главе со священником, и церковный староста; <…> выборными членами являются представители прихожан, избираемые приходским собранием на определенное время (например, три года — меньшие сроки неудобны), в количестве, определяемым самим собранием (например, 12). Приходской совет ведает всеми делами прихода, какие поручены ему будут приходским собранием; в важнейших случаях дела решаются приходским собранием. Совет отдает отчет в своих действиях приходскому собранию. Приходской совет собиарется не менее двух раз в месяц. Члены приходского совета избирают из своей среды председателя, делопроизводителя, казначея (последнего непременно из числа выборных членов). Каждый член приходского совета, принимая участие в общей деятельности совета, избирает для себя, с одобрения его, какую-либо определенную задачу, направленную к общему благоустроению приходской жизни в том или другом отношении, — например, заведует церковной школой, библиотекой, устройством чтений и т. п. Для проверки денежных сумм и имущества, принадлежащего приходу, а также и ежегодного отчета, приходское собрание ежегодно избирает из своей среды ревизионную комиссию в которую не могут быть избираемы члены совета.

<…> Таким образом, распоряжение церковными имуществами, которое в наше время находится в руках епархиальной власти, а также священника и церковного старосты, должно перейти к приходу.

Однако принадлежность приходу чисто-церковного, а не собственно-приходского имущества (таков самый храм, его утварь, иконы, капиталы, принадлежащие непосредственно Церкви, церковная земля) должна быть обставлена одним непременным и неотменимым условием: полной принадлежностью данного прихода к поместной Церкви, выражающейся в признании единства догматов, вероучения, церковного управления, епископской власти и в подчинении этой общецерковной власти». Если бы приход перестал быть православным, <…> он тем самым лишился бы права пользоваться и владеть церковным имуществами<…>3.

Материальное обеспечение прихода

<…> самым прямым источником <материального обеспечения прихода> было бы добровольное, но точно определенное и приуроченное к известным срокам (ежемесячное, двухмесячное, по третям года или к большим годовым и приходским праздникам) самообложение прихожан; такое самообложение давало бы определенную прочную сумму для развития приходской деятельности. К другим родам материальных средств принадлежат: 1) пожертвования прихожан и других лиц; 2) кружечный и тарелочный сбор в церкви, 3) безвозмездный труд прихожан на пользу прихода; например, физический труд по ремонту и содержанию в порядке церковного имущества, труд врача, учителя, юриста и других лиц, безвозмездно предлагающих свои услуги приходу.

Организация богослужения

Самая важная часть приходской жизни и деятельности — внутреннее устройство храма. <…> Самое большое несчастие нашей современной церковной жизни заключается именно в том, что богослужение в большинстве церквей у нас совершается небрежно, неуставно, с произвольными сокращениями, без достаточного благоговения, с пренебрежением многих церковных правил; чтение за богослужением поставлено крайне плохо: читают неясно и невразумительно. <…> Явственное и четкое чтение в храме есть непременное условие успешности самого воздействия служб церковных на души и умы молящихся, в особенности детей, молодежи и людей неграмотных.

Прихожане должны и сами принимать непосредственное участие в церковном богослужебном чтении. Псаломщики, т. е. постоянные чтецы при церкви, должны быть не назначаемы епархиальной властью, как это практикуется теперь, а приглашаемы по найму священником и приходским советом, про преимуществу из числа прихожан этого же прихода. <…> Желательно, наоборот, как можно больше участия в службах чтецов из прихожан: тогда явится возможность делать менее выпусков из службы, где много чтения, так как то, что непосильно одному человеку, посильно многим. Такими чтецами должны быть и хорошо грамотные дети и женщины. Чтение канона, паремий, шестопсалмия, часов, апостола — все это должно быть распределено между отдельными прихожанами. Службы тогда приобретут характер общего молитвенного труда всего прихода, чем и будет достигаться тесное общение прихожан и пастыря в самом важном — в богослужении.

Еще более тесным будет это общение <…> если в приходе, в храме, будет установлено общее народное пение.

Общенародное пение в храме вполне выражает соборное начало в церкви: на богослужебные возгласы священника должен отвечать весь народ; такова была практика древней церкви. <…> <Общенародное пение> приучает прихожан к сознательности в богослужении, к знанию молитв и песнопений.

Отношения прихожан и священника

Приходу принадлежит и преимущественная забота о пастыре и причте. В наши дни в русской церкви замечается возврат к выборному началу в деле поставления приходских священников (также, конечно, и дьяконов). Это выборное начало в приходской жизни не есть что-либо новое: оно широко применялось в русской церкви до Петра Великого. Прихожане приискивали себе человека по сердцу и, выбрав его или, как тогда, «излюбив», просили архиерея поставить его в священники, если архиерей найдет его способным и готовым к столь высокому делу. <…> Очевидно, мерилом пригодности определенного лица к посвящению в сан иерея в глазах прихода было его личное нравственное достоинство и уверенность в том, что избранник будет «подвижен», т. е. охоч, старателен к исполнению религиозных треб прихожан и исправен в деле совершения богослужения <…> Это мерило <…> и сейчас вполне пригодно при выборе приходского духовенства <…> Но не приходу принадлежит окончательное поставление священника: оно всецело во власти епископа, так как только епископ облечен благодатной властью поставлять «строителей тайн Божиих», так как только епископ окончательный судья пригодности — разумеется, с чисто-церковной точки зрения — данного лица к священству.

Забота о пастыре, забота о храме, забота о богослужении, повторяем, должны быть главными заботами прихода.

V.

Просветительская деятельность прихода может и должна быть широко развита. В отходящую эпоху русской церковной жизни она было в большом запустении, между тем как с ней, с ее развитием, связано весьма многое в жизни Церкви и в жизни народа. Не нужно забывать, что народ вековой своей историей приучен искать просвещения у церкви. <…>

Первым средством такого просвещения является, бесспорно, богослужение. <…> Дополнениями к нему должны быть церковная проповедь и внебогослужебные собеседования. Проповедь и собеседования должны иметь свои особые задачи: разъяснение богослужения, объяснение таинств, толкование молитв, общее христианское научение и т. д. Самое же важное, что могут сделать собеседования, это — вызвать естественные проявления духовных запросов и потребностей прихожан, обнаружить их религиозные недоумения. При тесном духовном общении пастыря и прихожан такие собеседования примут одну из важнейших форм приходской жизни: живое общение на почве общей веры есть то, чего, может быть, больше всего жаждет народ. Материалом для таких собеседований могут послужить необозримые источники свято-отеческой литературы, запросы церковной жизни, общие вопросы веры и нравственности и т. д. По определенным религиозным вопросам, а также связанным с ними вопросам общественности, быта, истории, культуры, искусства и т. п., приход организует воскресные или будничные вечерние чтения, рассчитанные на самые различные степени умственного развития прихожан. В случае, если бы произошло отделение Церкви от государства и преподавание Закона Божия было бы исключено из школ, приход обязан был бы организовать платное обучение Закона Божия для детей прихожан. Но и без этого такие общедоступные занятия по отдельным предметам, входящим в круг Закона Божия (например, библейская, евангельская история, учение о богослужении, история Церкви, основное учение о догматах веры и т. д.) должны были бы и теперь организовываться приходами, так как нужда в этом, в виду достаточно неудовлетворительного нашего общего знакомства с христианским вероучением, весьма велика.

Паломничества, межприходские школы, библиотеки, благотоврительность

Эти паломничества — в летние месяцы&nbsp — особенно пригодны для ознакомления детей и подростков с церковной жизнью местной церкви. <…> Для приходской же жизни такие паломничества важны еще и потому, что они тесно сближают их участников, религиозно их объединяют, а такое религиозно-общественное единение всегда и всюду должно быть насущной и прямой задачей приходской деятельности.

Приход должен взять в руки и заботу о материальной помощи прихожанам. <…> Прежде всего следует знать, кто в приходе нуждается в помощи и в какой именно помощи. Для этого священник и члены приходского совета делают перепись всего нуждающегося населения прихода, стараются изучить действительные нужды его <…> Священнику, знающему своих прихожан по храму, по исповеди, конечно, легче, чем кому-либо, узнать все это, а узнав, обратить на это внимание приходского собрания и совета.

Форм приходской помощи может быть очень много, но необходимо, чтобы при пользовании каждой из них соблюден был дух приходской помощи: приход помогает во имя единства веры и любви, во имя духовной общности прихожан.

<Важны не столько деньги, сколько личное участие: ясли, детские сады и приюты для детей постарше в фабричных местностях или в страдное время в деревне, обмен между деревенскими и городскими детьми> <…> приходские убежища для стариков и старух, устроенные приходом, при достаточном приходском внимании к ним, и не только материальной, но и нравственной, духовной заботе о них, не носили бы того официально-безрадостного характера, какой свойствен обычным благотворительным учреждениям.

<Далее — о возможности срочной помощи нуждающимся бедным в непредвиденных случаях, и «трудовой взаимопомощи», например,  для бедной семьи в случае болезни матери)>

Братства трезвости

И в наши дни, при полном почти отсутствии приходской жизни вокруг храма, зачастую успешно борются с пьянством храмовые, церковные братства трезвенников, дающих обет воздержания от спиртных напитков. При наличности же оживленной приходской жизни вокруг храма, дающей место и дружескому общению, и разумному развлечению в виде чтений, пения, экскурсий просветительского характера, а главное, при наличности более крепкой церковно-общественной поддержки со стороны священника и соприхожан, — деятельность таких приходских братств трезвости сделается без сравнения более продуктивной и действительной.

О воспитании беспризорных детей

Общий подъем нравственного чувства, неразрывно связанный с полнотой религиозной жизни, должен явиться прямым результатом церковно налаженной приходской жизни. А в таком подъеме — лучший путь к нравственному обновлению всей нашей жизни, в котором мы так нуждаемся и которое так необходимо и для Церкви, и для общества, и для государства.

Православный приход <…> должен, не выпадая и не отделяясь от Церкви, подчиняясь церковной власти в лице епископа и высшего органа Церкви — Собора или учреждения, его заменяющего, осуществлять то, ради чего существует и самая Церковь земная, т.-е. осуществлять закон Христов. Это осуществление закона Христианской любви, веры и надежды в приходе возможно в трех областях: молитвы, христианского просвещения и христианской помощи ближнему.

Чем полнее осуществляется единение прихожан с пастырем и между собою, тем осуществимей становятся все те многочисленные задачи, о которых выше шла речь. Цель приходской жизни — создать это единение в общей работе во имя высоких христианских идеалов. Необходимость же такой работы для всякого ясна: жизнь исполнена таких тягостных противоречий, так мучится современный человек одиночеством, духовным и всяческим, так много в жизни явлений, нетерпимых для христианской совести и сознания, что работа во имя любви ко Христу и через Него к людям желанна и необходима огромному числу людей, независимо от их общественного положения, политических взглядов, материальной обеспеченности. <…>

Работа эта <…> зовет к себе всех и каждого, как работа обще-церковная, духовно объединяющая и радостная. Она и нужна всем: и Церкви, и обществу, и нам самим.

Примечания:

  1. Д. А. Хомяков. Соборное завершение и приходская основа церковного строя. М. 1906
  2. «Проект правил о приходских собраниях и приходских советах», утвержденный московским митрополитом Владимиром 7 ноября 1906 г. См. «Моск. Церк. Вед», офиц. Отдел, №48, за 1906 г.
  3. Такое право переходит тогда всецело к епархиальной законной власти в лице епископа; отделившийся же приход, сохраняя свое чисто-приходское имущество <…> может организовываться как всякая другая, неправославная, религиозная община