Приветственное слово епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия участникам VII Фуделевских чтений

Преосвященный епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий. Март 2020 г. Источник: https://al-eparhiya.ruУважаемые участники конференции!

Сердечно приветствую вас на VII Фуделевских чтениях, посвященных 75-летию Победы.

Сергей Иосифович Фудель, церковный писатель, имя которого вынесено в название конференции, посвятил много сил осмыслению истории ХХ века. Его волновал, прежде всего, вопрос о природе и смысле человеческого творчества, связанный с размышлениями о становлении человека как личности, а также тема общения.

Говорить о Победе и окончании мировой войны — задача непростая. Исторические события ХХ века таковы, что их нельзя сводить к эмоциям. Конечно, масштабы катастрофы поражают: миллионы погибших, множество разрушенных жизней и особый накал ненависти. Казалось бы, перед лицом этих событий нужно переосмыслить собственную жизнь и начать сострадательнее, человечнее относиться к другим.

Но вместо этого человек облегченно вздыхает, чувствуя, что это — в прошлом, а сам он — в безопасности. Человек, ощущая эмоциональный подъем от фильма, книги, картины или даже от победы любимой спортивной команды, до какой-то степени отождествляет себя со своим чувством. Возникает соблазн и остановиться на этом, любоваться и мечтать, а не жить.

С.И.Фудель настаивает, что в своем творчестве человек должен создавать не «мечту», а жизнь. Призвание его в том, чтобы выйти из «пустыни одиночества», увидеть рядом с собой других и посвятить свои силы им. «Смысл жизни страшно прост: стараться всегда и везде сохранять тепло сердца, зная, что оно будет нужно кому-то еще».

Источник же «тепла» для Сергея Иосифовича — не просто в знании о существовании Бога, но в святости, осуществлении замысла Божия о человеке. Именно так, в борьбе за «огонь» святости, человек получает силу служить другим и одновременно становится собой: быть христианином в собственном смысле слова может только «человек-творец, возжелавший внутри себя найти свою нетленную первооснову», решившийся на «воинское дело духовного подвига».

Смысл художественного произведения в том, что оно подводит человека к подлинному пониманию самого себя: «То что люди в обыденной жизни скрывают, или что они забывают, или чего они не знают, или чего они стыдятся, или о чем они радуются про себя и удивляются — все это с дерзновением обнаруживает, открывает человек, имеющий дарование для этого открытия».

Желаю всем участникам конференции внимательно всматриваться в наше прошлое и обрести духовные силы, чтобы созидать будущее.