Монахиня Смарагда

Единственный источник сведений о матушке Смарагде, с которой С.И. Фудель познакомился во время жизни в Усмани — его книга «У стен Церкви». К сожалению, других сведений найти не удалось. Если у кого-то из читателей они есть, мы просим вас поделиться информацией с администрацией сайта.

Краткие биографические сведения


Матушка Смарагда была манатейной монахиней из Усманского Софийского женского монастыря, построенном (на месте упраздненного в 1764 г.) келейником святителя Тихона Задонского Иоанном Ефимовым (в иночестве — Тихоном)1. Софийский монастырь был закрыт в 1924 году. Монахини были вынуждены покинуть обитель, а в 1937 году к расстрелу была приговорена последняя игуменья Софья (Юдина)2. Этот монастырь располагался в двух–трех километрах от Усмани, где жила семья Фуделей3.

После упразднения монастыря она жила в Усмани, как и многие монахи в то время, совместно с другими монашествующими, продолжая свой подвиг. Так, по словам С.И. Фуделя, монахиня Смарагда совершала ежедневно по несколько тысяч молитв Иисусовых4. Вот характерный рассказ о духовной жизни живущих так «в миру» монахов5:

Матушка Смарагда рассказывала: «Сидит одна женщина на базаре, торгует чем–то от своего огорода. Платок натянула совсем на глаза: во–первых, солнце печет, а во–вторых, чтобы меньше отвлекаться на окружающую суету: творила она молитву Иисусову. Сидит она, опустив глаза, молится и вдруг слышит, что подошедший нищий старик говорит ей: “А ты бы попроще: только ‘Господи помилуй’, так–то тебе легче будет”. Сказал и пошел. Видела она его в первый раз. Молитву творила, конечно, про себя: слышать он не мог. Вот какие у нас бывали и торговки, и нищие», — в заключение сказала матушка Смарагда.

Сергей Иосифович упоминает о ней много раз. Например, отмечает он ее прозорливость и милосердие6:

В городке, где жила Смарагда, ходила нищая, или, как там говорили, «побирушка», молодая гулящая женщина. Смарагда, жившая в небольшой келье еще с одной монахиней, приютила ее у себя. Она прожила у них года два и, оставив им вшей и беспорядок, ушла. Через сколько–то времени обе монахини идут по площади и видят, что гуляка, опять, очевидно, в полном безденежье и бездомье, сидит на земле с новорожденным младенцем. И вот Смарагда, наверно, вздохнув о тишине и чистоте своей кельи, говорит другой монахине: «Дашка, иль мы не христиане! Ведь надо ее опять брать!» И ее взяли, конечно, с ребенком.

С.И. Фудель бережно собирает эпизоды жизни, связанные с монахиней Смарагдой. Из его воспоминаний вырастает образ человека живо откликавшегося на вызовы современности. Хаос и сумятица жизни, вырвавшие человека из казавшегося непоколебимым уклада жизни Российской Империи; подмена — даже в этих обстоятельствах, — духовности внешними формами благочестия; потеря или изначальное отсутствие веры у пастырей в Церкви — все это она замечала и давала свой ответ.

В храме, в который ходила матушка Смарагда, был неверующий священник. Матушка Смарагда это знала, тяготилась, но деваться было некуда. Так вот, на исповедь к этому священнику она ходила так: сначала исповедовалась одна у себя в келье пред иконой св. Спиридона Тримифунтского, которого особенно чтила, а затем шла в храм на исповедь явную. Явная была необходима как открытый подвиг смирения и урок всем о недопустимости раскола. Как–то к случаю она рассказывала близкой душе: после одной такой двойной исповеди она увидела во сне, что стоит на клиросе, кто–то раздает всем по цветку, а ей дает два со словами: «Это тебе за две исповеди»7.

Матушка Смарагда говорила про себя: «Я нерадивый монах. И спасаться мне нетрудно: на работу не хожу, сижу себе в отдельной келье, в покое, четками помахиваю. А вот ты пойди спасись на торчке, среди мира, как все другие живут».

Так что «монастырь в миру» есть христианство «на торчке». Звучит не благолепно, но так, как есть8.

Все больше пустыни в Церкви и все меньше людей в храмах. Это с одной стороны, а с другой, все многолюдней экуменические съезды. Но матушка Смарагда говорила своей ученице: «Даже если и совсем одна будешь стоять в церкви, — стой!» И в храме, в смысле посещения богослужений, и в Церкви, в смысле верности ей. И она же говорила: «Мы приближаемся к печатям»9.

Вот почему призывом «ищите Царствия Божия» наполнено Евангелие. Никодим, как мы знаем, ужаснулся, поняв реальность нового рождения в духовность и его выше-естественность для земных людей. И мы ужасаемся при мысли о духовности и прячемся от нее в любую внешность: философскую, экуменистическую, типиконическую.

Матушка Смарагда говорила: «Невозможно вам объяснить — что такое духовная жизнь; но хорошо если вы знаете, что она существует»10.

Эта монахиня, о жизни которой, может быть, не осталось никаких других свидетельств, кроме перечисленных здесь, оставила в жизни Сергея Иосифовича глубокий след. Он вспоминает об обличении в духовной гордости, обращенном к нему11, о последнем дне жизни матушки Смарагды12:

«Я помню смерть матушки Смарагды. В это майское утро я шел к обедне и по дороге зашел узнать о больной. Когда я вошел на крыльцо, то увидел, что две ее келейницы стаскивают с чердака давно приготовленный гроб. “Как матушка?” — “Плохая”. Я прошел в комнату, где около постели были три женщины, наверно, самые близкие ей по духу. “Читай отходную”, — сказала одна из них мне. Я начал читать вполголоса, но не прочел и страницы, как услышал уже какой–то совсем другой, задыхающийся шепот: “читай! читай!” и понял, что уже “подносится чаша”! Когда–то задолго до этого, матушка сказала: когда человек умирает, к устам его “подносится чаша”. Мы еще долго стояли в тишине. Когда умирает святое сердце, это уже не скорбь, а только таинство.

Вот почему, когда через 8—9 лет после ее смерти я приехал на несколько часов в этот городок и пошел на кладбище, то, увидев среди сплошного снега, занесшего в ту зиму даже кресты, верхушку ее креста на бугре, я, к удивлению проходящего мальчишки, сошел с узкой тропинки и буквально пополз по снегу к этому еле видному знаку, как утопающий к острову, и, подобравшись, целовал его со слезами, как целовал бы материнский крест».

Литература



  1. Фудель С.И. У стен Церкви. М.:Русский путь, 2012.

Примечания:

  1. Источник: Святитель Тихон Задонский. Штрихи к биографии.
  2. Источник: Википедия
  3. Фудель С.И. У стен Церкви. М.:Русский путь, 2012. С. 167.
  4. Там же. С. 22.
  5. Там же. С. 158—159
  6. Там же. С. 22—23.
  7. Там же. С. 74
  8. Там же. С. 88
  9. Там же. С. 92
  10. Там же. С. 106
  11. Там же. С. 133.
  12. Там же. С. 134.