Галина Петровна Каменяка (в девичестве Ермолаева, в монашестве Ольга, 1930 — 2009)

Краткая биографическая справка

Дата рождения: 28 февраля 1930 г.
Место рождения: г. Колпино Ленинградской области.
Приняла постриг: 28 сентября 1993 г.
Место пострига: Свято-Троицкий женский монастырь, г. Муром
Дата смерти: 21 декабря 2009 г.
Место смерти: Никольский женский монастырь (г. Переславль-Залесский)

Свадьба Галины Петровны Ермолаевой и Андрея Петровича Каменяки (1951 г.).Галина Петровна Каменяка (Ермолаева) родилась в церковной семье. В годы передачи Троицко-Сергиевой Лавры церкви и открытия публичных богослужений познакомилась с дочерью Сергея Иосифовича Марией (и с остальной семьей, в том числе с его женой).
Стала супругой Андрея Петровича Каменяки за два года до его рукоположения в 1953 г. Она всеми силами поддерживала о. Андрея в его служении, была регентом во всех храмах, где ему приходилось служить. Вместе с мужем была духовным чадом святителя Афанасия Ковровского после его освобождения из заключения, общалась с семьей Сергея Иосифовича Фуделя после их переселения в Покров. Осенью 1993 г., когда ее муж принимает монашество перед кончиной, она также становится икониней Муромского женского монастыря.

Биография1

Дед Галины Петровны, о. Михаил Красноцветов, был расстрелян в 1937 г. Ее мать, Ирина Михайловна, осталась вдовой в 22 года и одна растила двух крошечных дочек. Много пришлось им пережить и в мирное, и в военное время. Оказавшись после всех мытарств в г. Загорске (Сергиев Посад), Галина закончила здесь среднюю школу и художественно-промышленное училище игрушки.

За богослужением ее заметил студент-семинарист, будущий о. Андрей Каменяка, и познакомился с ней. Вместе с другом-семинаристом Игорем Мальцевым стал заходить в гости, захватив с собой скрипку (на которой когда-то успел научиться играть). Бабушка Галины Петровны хорошо играла на пианино, все пели, проводили музыкальные вечера. Игорь Мальцев впоследствии женился на сестре Галины, Вере, и служил в г. Ярославле.

Несмотря на сложности с малыми детьми, которых было уже трое, смогла закончить курсы кройки и и шитья и вечернюю музыкальную школу во Владимире (о. Андрей служил там с 1954 по 1961 г.), играла на пианино. Дальнейшие 15 лет супруги провели на служении в Покрове (1961—1976 гг.), где они жили в небольшом деревянном церковном доме. Дом был с огородом, печным отоплением. За водой ходили на колонку, для технических нужд был колодец во дворе.

Галина Петровна с мужем были духовными чадами святителя и исповедника Афанасия (Сахарова). Их заочное общение началось еще до освобождения владыки из заключения. В своих записках Галина Петровна пишет, что «верующие — Александра Никитична Власова, две монахини Варвары-соборные алтарницы, Ольга Александровна Остолопова, Надежда Алексеевна Пазухина, Нина Сергеевна Фиолетова и многие владимирцы собирали посылки, и мы в этом принимали живое участие». Общение между всеми этими людьми и семьей Каменяка не прервалось и после их перевода в Покров. Сохранились некоторые ее воспоминания о владыке Афанасии.

После достаточно длительного Покровского периода последовал перевод в Киржач, где о. Андрей служил в 1976—1982 гг., а потом в Александров (1982—1984 гг.).

Дочь, Мария Андреевна Каменяка, вспоминает о ее духовном облике2:

«Мама имела дар какой-то солнечной радости. Ничто не могло повергнуть ее в затяжное уныние, мрачность или недовольство. Многим она запомнилась сияющей улыбкой на лице. Какое-то детское восхищение жизнью, заботливость обо всех, веселость-ее обычное состояние. И конечно, заслуга моего отца в том, что всю жизнь рядом с ним не меркла эта солнечная мамина радость. На стене эмалевый медальон со скромным русским пейзажем — подарок маме от папы через 9 лет после свадьбы. На обратной стороне выгравированная надпись: “Любимой жене Галочке в день Ангела. Андрей”. С годами их внутреннее духовное единство только укреплялось и росло.

Всех она умела приветить, накормить, обогреть, часто вовсе незнакомых людей, и все это с веселой улыбкой и сердечным участием. Она была настоящей «матушкой», просто идеальной, на мой взгляд, супругой священника, чье дело — служение Богу и людям. Люди шли постоянно, со всякими бедами, нуждами и вопросами, духовными и житейскими. Папа в простом залатанном подряснике беседовал с каждым подолгу, выслушивал внимательно и терпеливо, советовал ненавязчиво и деликатно. Мама своим легким простым обращением, материнской теплотой и хлебосольством отогревала скорбные души».

Внешний блеск мало значил для Галины Петровны. Дочь вспоминает, что единственным украшением, которое она носила, было обручальное колечко на пальце, и вьющиеся от природы золотистые волосы пушистым облачком вокруг лица, собранные на затылке в простой пучок. Она не пользовалась макияжем, и у нее были «простые, естественные человеческие руки, добрые и ласковые, часто белые от муки или потемневшие от чистки овощей».

Галина Петровна была правой рукой о. Андрея и в храме на клиросе. Она налаживала красивое и молитвенное пение на всех приходах, где им довелось служить; привлекала и обучала приходской хор. Вместе они готовились к службам, уточняли устав, подбирали песнопения. У нее было звонкое сопрано, у о. Андрея — тенор.

После успения владыки Афанасия о. Андрей и его жена принимают духовное руководство о. Наума (Байбородина) из Троицко-Сергиевой Лавры. Он благословляет их переехать в Латвию. Одной из причин, по которой они выбирают эту страну, являются сохранившиеся у Галины Петровны о Латвии хорошие воспоминания из ее военного детства, где она ходила в школу с замечательными учителями, и жили они с сестрой и матерью у доброй верующей женщины. По воспоминаниям дочери, она говорила: «Все мне здесь знакомо, все названия». С 1984 г. о. Андрей с семьей переезжает в Латвию.

о. Андрей с женой Галиной и внучкой, конец 1980-х.

Галина Петровна Каменяка (м. Ольга) в своей келии в Никольском монастыре (Переславль-Залесский), 2008 г.Одновременно с принятием монашества мужем, 28 сентября 1993 г. принимает постриг с наречением имени Ольга в Муромском Свято-Троицком женском монастыре. Время от времени она ездила к духовнику, о. Науму (Байбородину) в Лавру. В один из приездов он познакомил ее с игуменией восстанавливающегося в Переславле-Залесском Никольского женского монастыря, м. Евстолией, и благословил перейти туда. Там она прожила 14 лет (с 1 ноября 1995 г. до своей кончины 21 декабря 2009 г.), и там погребена с южной стороны Никольского собора.

Дочь Галины Петровны рассказывает об этом периоде ее жизни:

«В Переславле мама много потрудилась, несмотря на преклонные годы, и на клиросе (у неё до смерти был высокий и звонкий голос), и как знаток всего церковного устроения, литургической жизни, православного предания, духовно-смысловой и обрядовой стороны, что особенно было важно при налаживании монастырской жизни после долгих лет разрухи, утраты преемственности, духовного одичания. Можно сказать, она была опорой и правой рукой игумении, во всем, что касалось духовной жизни, а зачастую и практических житейских вопросов. Плюс ко всему мамин веселый и солнечный характер, ее всегдашнее живое участие к людям и расположение утешить и обогреть снискало ей большую любовь среди сестёр. Всем она интересовалась, и восхищалась или огорчалась с детской непосредственностью. Многие прихожане также хранят светлую память о маме.

Помню, мама очень радовалась монашеской одежде, все восклицала: “Как же хорошо, как удобно! И ничего не надо придумывать, что надеть!”»3.

Галина Петровна Каменяка (м. Ольга) на фоне церкви в Никольском монастыре (Переславль-Залесский), 2006 г.

Связи с другими церковными людьми

  • Андрей Петрович Каменяка — супруг;
  • Мария Сергеевна Желновакова (Фудель). Галина Петровна познакомилась с дочерью С.И. Фуделя Марией на первом богослужении в открытом в 1946 году Успенском Соборе Троицко-Сергиевой Лавры (В 1946—1947 годах лавра была передана Русской православной церкви. 9 июня 1947 года состоялось первое патриаршее богослужение — источник). В своих воспоминаниях М.С. Желновакова пишет о их первой встрече и дружбе:

    Я привыкла, что в крошечной нашей комнатке стояли на молитве трое-четверо и все, а тут — толпа. По моим понятиям огромная. Толпа верующих, таких же христиан, как и я. «Это такие же христиане, — ликовала моя душа, — откуда же они взялись? где они были? Как хорошо, что их так много». И я радовалась каждый раз, когда оглядываясь видела, что толпа с каждым днем все увеличивалась и увеличивалась.

    Вот появились в ней совсем юные лица. Вот молится девочка в белом беретике примерно моих лет. Она молится вдохновенно, не замечая ничего вокруг себя. Ее личико поднято, взгляд устремлен куда-то вверх. Это была Галя Ермолаева. Я первая подошла к ней познакомиться. Галя, ее сестра Вера и я пожалуй, мы были самые первые из молодых, кто пришли в Лавру к преподобному Сергию, в открывшийся долгие годы стоявший закрытым храм. Я только сейчас поняла, какое это великое чудо, и какое счастье нам было дано — быть там первыми. Насчет Гали и Веры мне понятно — они это заслужили всей своей дальнейшей жизнью, а вот почему я этого удостоилась — не знаю, удивляюсь и благодарю Бога.

    Потом Галя привела Варю Зиновьеву, свою подругу, и Лену Слепову. Потом уже пришли другие, много других — молодежи, я имею ввиду.
    Галя и Вера происходили из духовной семьи. Их дедушка был священником. Кажется, он и его старший сын погибли в лагере (о. Михаил Красноцветов, дедушка Галины Петровны, был расстрелян в 1937 г. — автор). Бабушка их, Мария Николаевна, была светлой личностью. Она была истинным столпом веры, всегда светлая и бодрая духом.

    Жили они в крошечной комнатке, где не было где и ногу поставить. Мать их, Ирина Михайловна, также была глубоко верующей. Она воспитывала их без отца (Петр Ермолаев, отец Галины Петровны, работал электромонтером на Ижорском заводе и умер, когда ей было всего 2 года — автор), жили они трудно, но никогда я у них не видела и тени уныния. Мы стали вместе ходить на службы. Обычно после обедни служились молебны, иногда с акафистами. Выстаивали мы их до конца, подпевая поредевшим певчим.4.

  • Игорь Константинович Мальцев (приятель о. Андрея Каменяка, муж сестры Г.П. Веры). В начале 1930-х гг. семья Мальцевых была вынуждена уехать из Саратова в Загорск, где Мальцевы жили в одном доме со схиигуменией Марией, руководительницей тайной монашеской общины, не признававшей митр. Сергия (Страгородского) и считавшей своим епископом Афанасия (Сахарова). Игорь Мальцев духовно сблизился с схиигуменией Марией и жившими с нею монахинями. У матушки Марии он познакомился с архимандритом Гурием (Егоровым), который стал его духовником (см. статью на сайте Древо. Открытая православная энциклопедия);
  • Елена Петровна Слепова. Родилась 19 мая 1932 года. Вместе со своими подругами она стала одной из первых прихожанок лаврских храмов и посещала все богослужения, несмотря на преследования со стороны властей — впоследствии она неоднократно вспоминала и рассказывала об этом. С юных лет она окормлялась у известного духовника отца Тихона Пелиха, который служил в единственном действовавшем в то время в Загорске храме святого пророка Божия Илии. Большое влияние на нее оказала также Мария Николаевна Красноцветова (впоследствии — монахиня Мария).С начала 60-х годов Елена Петровна поступила под духовное окормление архимандрита Тихона (Агрикова). Живя в миру по-монашески, Елена Петровна всей душой стремилась в монастырь. Каждое лето она посещала Пюхтицкую обитель, и в 1964 году по благословению о. Тихона приняла тайный постриг с именем Сергия.Матушку Сергию всегда отличала подлинная, искренняя и жертвенная любовь к людям, она всегда говорила о людях только хорошо и предпочитала промолчать, нежели осуждать человека. В ее скромном домике рядом с Лаврой всегда находили теплый и сердечный прием и братия обители, и студенты духовных школ, и многочисленные паломники.Скончалась 9 марта 2006 года.5;
  • Святитель Афанасий (Сахаров) — духовник (после 1956 г.);
  • Круг владимирцев: Александра Никитична Власова, две монахини Варвары-соборные алтарницы, Ольга Александровна Остолопова, Надежда Алексеевна Пазухина, Нина Сергеевна Фиолетова.

Дополнительная литература

  1. О матери Галины Петровны (воспоминания и записи собраны и опубликованы М.А. Каменяка)
  2. О бабушке Галины Петровны (воспоминания и записи собраны и опубликованы М.А. Каменяка)

Примечания:

  1. Источник: Воспоминания дочери, М.А. Каменяка. Выражаем особую благодарность за предоставленные сведения и фотографии из личного фотоальбома.
  2. Источник: личное интервью М.А. Каменяка автору статьи.
  3. Источник: личное интервью М.А. Каменяка автору статьи.
  4. М.С. Желновакова. Воспоминания о матери. Аудиокнига, раздел «О чудесах-3».
  5. Источник: Некролог // Церковный вестник 12 (336), июнь 2006, [URL]).