Андрей Петрович Каменяка, протоиерей (в монашестве Иов, 1926 — 1993)

Краткая биографическая справка

Дата рождения: 25 ноября 1926 г.
Место рождения: с. Дермань Ровенской области (Украина)
Рукоположен во иерея: 1 марта 1953 г.
Принял постриг: 28 сентября 1993 г.
Место пострига: Благовещенский мужской монастырь г. Мурома
Дата смерти: 10 октября 1993 г.
Место смерти: Благовещенский мужской монастырь г. Мурома

о. Андрей Каменяка на амвоне Покровского храма, 1960е годы.Отец Андрей Каменяка был настоятелем Покровского храма в 1961—1976 гг., то есть почти все время жизни С.И. Фуделя в Покрове, когда он служил псалмовщиком в храме (семья Фуделей переехала в Покров в 1962 г., Сергей Иосифович скончался в 1977 г.). О. Андрея и Сергея Иосифовича связывала духовная дружба, в частности оба они были духовными детьми святителя Афанасия (Сахарова); жена о. Андрея была знакома с его старшей дочерью М.С. Фудель со времен жизни обеих в Загорске (Сергиевом Посаде).

Источник биографии: Воспоминания дочери, М.А. Каменяка. Выражаем особую благодарность за предоставленные сведения и фотографии из личного фотоальбома.

Юность и учеба в Загорске (Сергиевом Посаде)

Андрей Петрович Каменяка в Московской духовной семинарии (1946-49 гг.).Андрей Петрович Каменяка родился в православной семье глубоко верующих родителей. Еще будучи мальчиком в 1937—1939 гг. нес послушание на клиросе в Свято-Успенской Почаевской Лавре, где двумя годами ранее был пострижен его старший брат Петр Петрович Каменяка (в иночестве Предислав)1. В 1939 г. жизнь в Лавре, за исключением богослужений, фактически прекратилась, и всех молодых послушников и монахов выслали2, но потом в 1942—1945 гг. Андрей Каменяка продолжает там служить на клиросе. Учится в Московской духовной семинарии и академии в Сергиевом Посаде (Загорске) в 1946—1953 гг., где знакомится со своей будущей женой Галиной Петровной Ермолаевой (свадьба в 1951 г.). В годы учебы в МДА он управлял хором студентов. Рукоположен во иерея 1 марта 1953 г.

В Москве о. Андрей прослужил менее года, после чего получает назначение во Владимир. Его жена в письме объясняет, что переезд не был добровольным: «А летом 1954 г. сказали ехать на Украину и устраиваться самому, а мы решили во Владимир (бабушкины корни)».

Андрей Каменяка (в центре) с друзьями по семинарии (их личности не опознаны).

Служение в Покрове (1961—1976 гг.)

Во Владимирском кафедральном соборе о. Андрей служил в 1954—1961 гг. В это время он и его супруга знакомятся лично с вернувшимся из ссылки владыкой Афанасием (Сахаровым) и становятся его духовными детьми. Дочь о. Андрея Мария вспоминает, что «…по рассказам мамы, папу и перевели из Владимира в Покров из-за того, что стала молодежь ходить к нему на исповедь, тогда за этим следили органы». Новое назначение выглядело очень непростым: Покровский храм сотрудники в епархии называли «котлом». Дом, в котором жила семья о. Андрея в годы его служения во Владимирском соборе. Они жили на втором этаже, куда вела широкая лестница, находившаяся за правой дверью на крыльце. Левая дверь вела на 1-й этаж. На 2-м этаже находились 3 квартиры, и там жил ещё один соборный священник со своей семье — о. Игорь Спиридонов. Фото 2017 г.Несмотря на это, владыка Афанасий благословил семью переехать и не хлопотать об обратном назначении. В Покрове о. Андрей познакомился с С.И. Фуделем, а между их семьями возникла теплая дружба. Дочь о. Андрея Мария вспоминает, что ее отец подолгу разговаривал с Сергеем Иосифовичем, но детям при этих разговорах присутствовать было нельзя, потому о содержании их можно только догадываться.

В Покрове о. Андрею пришлось столкнуться с рядом трудностей.

Во-первых, они касались самого храма, который находился в плачевном состоянии и под постоянной угрозой закрытия: в бумагах о. Андрея сохранился черновик заявления в Научно-методический совет по охране памятников культуры при министерстве культуры СССР, в котором он просит принять на учет и охрану Покровскую церковь на основании того, что некогда церковь и была на этом учете, т.к. на паперти со стороны улицы можно еще разобрать забеленную надпись: «Памятник архитектуры»).

В лесу. Слева направо: о. Андрей, С.И. Фудель, Николай (сын о. Андрея), Варвара Сергеевна Фудель, м. Галина с дочерью Машей (на руках)

Во-вторых, приход раздирали конфликты: прихожане постоянно писали жалобы друг на друга архиерею и благочинному, которые поручали разбираться с этим о. настоятелю. В расследовании благочинного по поводу некоей Парфентьевой Клавдии (алтарницы) сказано: «…ведёт себя в церкви как игумения большого монастыря, становится людей на поклоны, даёт епитимию, грубит всем, неугодным ей, вмешивается в дела исполоргана, грубит о. настоятелю и творит прочие недобрые дела». Дополнительные трудности создавало то, что без ведома архиерея и регистрации у уполномоченного Совета по делам религий нельзя было сменить псаломщицу или алтарницу.

В-третьих, на прихожан (особенно молодых) и настоятеля осуществлялось и внешнее давление. В докладной записке благочинному Киржачского округа прот. Игорю Спиридонову о. Андрей пишет о следующем случае, случившемся в Пасхальную ночь в 1966 г.:

Ваше Высокопреподобие, Вы требуете не скрывать случаев беспорядка, выпадов и бесчинств, если таковые имели место в Пасхальную ночь. В отношении самого богослужения и крестного хода таковых не было. Но нельзя скрыть, что в отношении посещения храма верующими были факты несомненного нарушения закона о свободе совершения религиозных культов.

А именно: перед заутреней и во время ее группы дружинников входили в храм и требовали от подростков, пришедших в храм с родителями, выйти из храма, и после отказа призывали милицию и уводили подростков в детскую комнату, что, естественно, вызывало возмущение верующих.

<Далее приводится письмо одной прихожанки, чью девочку забрали в милицию>

За время служения о. Андрея в Покрове (1961—1976 гг.) ему удалось примирить прихожан храма и не допустить его закрытия. Дочь о. Андрея вспоминает о его удивительной способности своим словом направлять мысли от земного к небесному, и о его характере:

У папы был мягкий и покладистый характер, твердый и бескомпромиссный в вопросах веры, возвышенный образ мыслей, внутреннее благородство, всегдашний молитвенный настрой без малейшего намека на ханжество.

Сила духовного воздействия папиных слов заключалась в том, что он не отвлеченно проповедовал, но и жил так, как учил. Если бы он был надменен, властолюбив, сребролюбив, нетерпим к слабостям других, никакого успеха не имели бы его увещевания. Можно сказать, он проповедовал жизнью, своей верой, отношением к храму, к окружающим, истовым, проникновенным богослужением

архим. Амвросий (Юрасов) с Александром (сын о. Андрея 1967 г.р.)Заботился о. Андрей и о церковном благолепии: привлекал в храм талантливых людей: мастеровых, художников, рукодельниц, сам выращивал для храма голландские тюльпаны, нарциссы и гладиолусы. Прихожане учились петь, читать по-славянски, шить церковные облачения и украшать их вышивками. Из закрывающихся храмов он спасал не только иконы, но и богослужебные книги, которые большей частью были ветхими, т.к. духовная литература не издавалась в СССР с 17-го по 56-й год. Поскольку книг катастрофически не хватало, о. Андрей научился переплетному делу, чтобы приводить в порядок старые, а также перепечатывал на машинке или переписывал необходимые тексты.

Дочь вспоминает, что вокруг о. Андрея собирались люди, приезжали и из прежних мест служения, в Покров — из Владимира, из Москвы, из Орехово-Зуево, Петушков и окрестных деревень; приезжал в 1969—70х годах известный ныне проповедник архимандрит Амвросий (Юрасов).

При широкой образованности, он был очень внимательным и тактичным, бережно относился к духовному миру каждого человека, умел дать хороший совет и поддержать в трудную минуту, не только морально, но и материально, хотя сами жили далеко не богато. [О. Андрея посещали] члены семьи и знакомые С.И.Фуделя, о. Валентин Яроцкий, о. Дионисий — служил в какой-то деревне возле Покрова, и мы его тоже посещали. Ездили в Великодворье к о. Петру. Из Орехово приезжал Володя электрик, серьёзный молодой человек, потом он принял монашество на Афоне и там скончался монахом Макарием. Из Владимира Нина Сергеевна Фиолетова, она работала в епархии. Владыка Онисим и владыка Николай были очень расположены к нашей семье. Правящие архиереи часто присылали к папе на обучение молодых и не очень молодых людей — будущих священников. Под руководством о. Андрея при храме они проходили воцерковление и начальную практику, изучали порядок службы и церковнославянский язык. Часто они и жили в его доме как члены семьи, и относился он к ним по-отечески. Так о. Виктор Мноян — ныне штатный священник русской духовной миссии в Иерусалиме — около года жил в нашей семье, изучая основы православия, работал алтарником. Известный ныне старец о. Стахий Минченко, служащий и принимающий людей в селе Филипповском, также начинал свой духовный путь под руководством о.Андрея. И еще многим, многим передал отец свои знания, опыт и благоговейное отношение к храму и богослужению

Фотография о. Андрея с прихожанами незадолго до его перевода в Киржач (70-е годы). Мужчина в правом нижнем углу - упомянутый М.А. Каменякой Володя (в иночестве Макарий).

Служение в Киржаче (1976—1982 гг.) и Александрове (1982—1984 гг.)

После перевода в Киржач, которому пытались сопротивляться прихожане, семье о. Андрея пришлось покупать там половину дома, поскольку церковный дом был непригоден для жилья. Средства на ремонт храма и церковного имущества были недостаточны. Трудности с деньгами были связаны с деятельностью старосты, которая перечисляла большую часть церковных доходов в так называемый «Фонд мира» (закрытая, непрозрачная организация, которая не публиковала финансовой отчетности3).

Церковь, в которой служил о. Андрей, была единственной на весь город, в праздники приезжали и люди из окрестных деревень, так что приходилось служить две литургии, и все равно в храме была духота и давка. Эти условия пошатнули здоровье о. Андрея.

В 1982 г. О. Андрей получает направление в г. Александров с «миротворческой миссией». Дочь вспоминает:

…там произошла смута по вине прежнего настоятеля, так что группа прихожан была даже отлучена от Церкви правящим тогда архиереем Серапионом. Очень скоро при о. Андрее там все успокоилось, но еще долго он просил и просил архиерея о прощении и присоединении к Церкви отлученных, получая от него резкие отповеди в письменном виде за «излишнее снисхождение» к согрешившим.

На этом месте служения о. Андрей служил всего два года, после чего вместе с семьей переехал в Латвию, где находился до смерти.

Отношения о. Андрея и Сергея Иосифовича Фуделя

Мария Андреевна вспоминает, что о. Андрей и С.И. Фудель «были людьми одного круга, и общение доставляло обоим душевное отдохновение». В особенности это было важно учитывая хрущевские гонения на Церковь, и окружение в те годы с подачи атеистического государства было скорее враждебным, чем лояльным к людям с так называемыми «религиозными пережитками». Многие люди опасались показать на людях, что они знакомы. О С.И. и его жене М.А. Каменяка пишет:

С Сергеем Иосифовичем часто встречалась на клиросе, где он читал, и в гости к ним ходили с родителями. Высокий сутуловатый человек с впалой грудью, глухо покашливающий, немногословный, казался мне очень больным и исполненным каких-то тайн, смутно чувствовалось в нем это богатство его духовного мира, врожденное благородство, неотмирность. Вера Максимовна, его жена, была само радушие и приветливость. Всегда угощала нас «тянучкой» своего приготовления — нечто вроде вареной сгущенки

С.И. Фудель разделял и глубокое отношение о. Андрея к богослужению, участие в котором для него было неизменной радостью и источником сил и света. Вот воспоминания его старшей дочери4:

Бежит, бывало, в Усмани ко всенощной, лицо такое отрешенное, полное внутренней светлой работы — он идет в Храм! А я со стороны смотрю на него и думаю (по глупости), что это такое? Как это? Почему человек, идя в этот убогий маленький храм — церковку с толпой старушек, почему он так окрылен, так рад, несется туда просто, как по воздуху. А он шел — домой. В преддверие своего Дома, на свидание со своими близкими. С кем? С апостолами, пророками, мучениками, преподобными. Ибо они все там общаются во время службы с нами и кто это чувствует, тот и мчится туда, как папа.

Отец Андрей участвовал в отпевании С.И. Фуделя вместе с назначенным в Покровский приход священником Виктором Кукиным. Николай Сергеевич Фудель вспоминает, что надгробное слово над его отцом говорил отец Андрей.

Могучий хор — ведь приехало много молодых — пел так, что во мне что-то омертвелое от горя переломилось, и сквозь слезную боль потекло неведомое облегчение. Отец Андрей Каменяка, который много лет знал отца и в церкви, и дома, говорил надгробное слово, и в голосе его звучало даже как бы праздничное торжество очевидца, своими глазами увидевшего победу над смертью. И вот это непередаваемое ощущение победы, пробивающейся сквозь горе, испытали, как они мне сказали позже, многие5

А.М. Копировский запомнил слова отца Андрея, уподобившего Сергея Иосифовича мученикам в белых одеждах, о которых говорится в Апокалипсисе: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца…» (Откр. 7, 14)6.

Связь с другими церковными людьми

  • Галина Петровна Каменяка — супруга;
  • Прот. Игорь Мальцев — друг по МДА, впоследствии свояк;
  • Свт. Афанасий (Сахаров) — духовный руководитель в Покровский период жизни;
  • О. Наум (Байбородин) — духовный руководитель после успения свт. Афанасия.

Примечания:

  1. Официальный сайт Успенского женского монастыря, г. Александров (http://alexandrov-obitel.ru/?p=678).
  2. Почаевская Лавра в Википедии, раздел «Почаевская Лавра во время Второй мировой войны и в послевоенные годы».
  3. Международная ассоциация фондов мира, статья в Википедии.
  4. Письмо М.С. Желноваковой брату Николаю от 1988 г. [URL].
  5. Фудель Н.С., Из воспоминаний об отце, С. 57. Цитата по: Балашов Н.В., прот., Сараскина Л.И. Сергей Фудель. М.: Русский путь, 2011. С. 225.
  6. А.М. Копировский вспоминает о встречах с С.И. Фуделем // Кифа. 2009. № 12 (102). С. 2. [URL].