Форум

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

КРУЖОК ИЩУЩИХ ХРИСТИАНСКОГО ПРОСВЕЩЕИЯ В ДУХЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ

На сайте появился материал со списками членов Братства Святителей Московских (https://www.fudel.ru/chleny-bratstva-svyatitelej-moskovskih-1909-1915), учредители и члены которого (Ф.Д. Самарин, Л.А. Тихомиров, А.А. Корнилов, М.А. Новоселов, С.П. Мансуров и др), были тесно связаны друг с другом через общение в Кружке ищущих христианского просвещения. О к.и.х.п есть неплохая статья, например, на сайте «Православной энциклопедии: https://www.pravenc.ru/text/2462055.html. В статье приводятся слова В.А. Кожевникова о Ф.Д. Самарине, для которого кружок был прежде всего братством единомышленников: «члены коего свободным духовным общением, беседами, чтением и практической деятельностью в церковном духе объединялись бы друг с другом, содействовали прежде всего взаимному духовному росту, уяснению и углублению религиозного понимания и оживлению религиозного назидания, а затем, по мере сил и возможности, пытались бы в том же смысле влиять и на окружающую среду, преимущественно современной молодежи» (Ф. Д. Самарину… от друзей. 1917.. С. 2):

С.И. Фудель, видимо, неоднократно был на собраниях к.и.х.п, которые нередко проводились на квартире М.А. Новоселова в центре Москвы у Храма Христа Спасителя: «Помню в эти же годы большую комнату у М.А. Новоселова, где я слушал С.П . Мансурова, читавшего отрывки из своей удивительной «Истории Церкви». Удивительной она была тем, что это была впервые действительно история именно Церкви, то есть святого Богочеловеческого организма, история святой жизни и мысли тех, кто составлял ткань этого организма, а не история ссор на Соборах, преступлений пап и патриархов и заблуждений мирян. О зле внутри церковной ограды очень надо писать, но писать не как о Церкви, но как об анти-Церкви, а этого как раз и не делается, в результате чего в истории Церкви можно заблудиться и не найти ее. Удивительной была не только история Церкви отца Сергия Мансурова (он тогда еще не был священником), но и он сам, подвижник тех лет. Мы сидели в комнате, на стенах которой висели большие портреты трех великих мирян Церкви XIX века: Достоевского, Хомякова и Соловьева» (Т.1. С.154)