Форум

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Церковная жизнь и статистика

ПредыдущаяСтраница 4 из 4

Еще немного статистики (ВЦИОМ, опрос перед Крещением):

19 января россияне отмечают праздник Крещения.
В этот день большинство наших соотечественников планируют поздравлять близких (75%).
Но за праздничным столом с ними соберутся только четверть россиян (26%), что на 15 п.п. меньше, чем в прошлом году.

В этом году сократилась доля тех, кто пойдет в церковь за святой водой (34%, на 17 п.п. меньше, чем в 2020 г.) или на службу (16%, −12 п.п.). В прошлые годы мониторинга доли тех, кто собирался пойти за освященной водой, не опускались ниже 51%, а желающих посетить службу — ниже 28% (тонкость в том, что посетивших — не планировавших — в прошлом году тоже было 14%).

О планах окунуться в прорубь заявили 13% опрошенных, что на 3 п.п. меньше, чем в прошлом году (кстати, в прошлом году окунаться планировало 16%, а осуществило намерение 6%).

Свежий опрос ВЦИОМ.

Среди респондентов, обозначивших себя как православных, примерно 75% в то же время сообщают, что они вообще не соблюдают посты (это и в прошлые годы было примерно так же).

Из интересного: ВЦИОМ сообщает, что количество респондентов, назвавших себя православными, постоянно снижается по крайней мере с 2017 года (75%, 72%, 70%, 68%, 66%). Разбивка по возрастам дана только для текущего года, там картина такая: 18-24 года — 43% православных, 25-34 — 53%, 35-44 — 70%, 45-59% — 71%, 60+ — 75%.

 

Число прихожан РПЦ в Москве сократилось на треть с начала пандемии

Москва. 22 декабря. INTERFAX.RU — Патриарх Кирилл заявил о существенном уменьшении числа прихожан московских церквей с весны прошлого года, когда началась пандемия и были введены повсеместные ограничения.

«Исследование показало, что по сравнению с 2019 годом число прихожан, снизившееся в двадцатом году в среднем на 32%, осталось в двадцать первом году на этом же невысоком уровне, а в летние месяцы их число еще более уменьшилось», — сказал патриарх в среду на ежегодном епархиальном собрании Москвы.

По словам предстоятеля, у этого явления есть разные причины, в числе которых выросшая смертность, опасения за здоровье, соблюдение санитарной дистанции, переезд целых семей из Москвы в пригород, самоограничения для людей старшего возраста, а также «утрата доброго навыка» ходить на богослужение каждую субботу и воскресенье.

Эта ситуация, считает патриарх Кирилл, накладывает на духовенство еще большую пастырскую ответственность за каждого приходящего в храм.

 

А мне вот попалась статья о положении дел в Эстонии. Там рассматривается положение лютеран и Православной церкви в Эстонии. Правда, данные пятилетней давности.

Общая численность населения — примерно 1 млн 310 тысяч.

У лютеранской церкви прихожан — около 160 тысяч человек (12,2%). Обязательного церковного налога нет, но есть членские взносы. Из прихожан «спонсоров» — меньше 30 тысяч человек (18% от числа прихожан).

Всего лютеранская церковь в 2017 году получила 230 тыс. евро членских взносов и 14 тыс. евро пожертвований от частных лиц (годом раньше пожертвований от частных лиц было в 20 раз больше, около 240 тыс. евро).

Еще ок. 400 тыс. евро получены от протестантских организаций за рубежом (из Германии, Норвегии, Финляндии и т.п.).

Главный источник дохода лютеранской церкви в Эстонии — финансовая и хозяйственная деятельность. Прежде всего, аренда (доход ок. 1,5 млн евро). Еще «доходы от работы консистории»  и доходы от продажи недвижимости — около 1,8 млн евро.

Расходы за тот же 2017 год: операционные расходы (богослужебные принадлежности, мате-
риалы, обучение и пр.) в размере 2 млн евро, затраты на оплату труда — 1,8 млн евро (154 сотрудника, часть священников — не в штате), и еще на 0,5 млн прочих расходов.

Из статьи следует, что и в 2016,  и в 2017 году хозяйственная деятельность лютеранской церкви в Эстонии была убыточной; разрыв покрывался за счет продажи недвижимости (всего недвижимость на балансе — ок. 18 млн евро) и поддержки от лютеран в других странах.

У Православной церкви в Эстонии тогда было 58 священнослужителей. Отчетности гораздо меньше, чем у лютеран. В целом, по мнению автора статьи, получается, что ЭПЦ «едва держится на плаву»: в епрахиях был небольшой «профицит» (55 тыс. евро), у центрального церковного управления — убыток в 7 т. евро. При этом всего в бюджет церковного управления за 2017 г. поступило около 336 тыс. евро (из них «церковные взносы» — от епархий? — 45%, пожертвования — 49%, и 6% — реализация церковных принадлежностей и изданий.

Получается, лютеранская церковь функционирует как своеобразный «фонд», управляющий активами и стремящийся за счет их использования (сдачи в аренду, финансовых операций и т.д.) поддержать текущую деятельность. Если судить по статье, Православная церковь в Эстонии действует иначе, опираясь на «свечной сбор», пожертвования и спонсорскую помощь.

Недавно мне пришлось читать работы М. Вебера (автор «Протестантской этики и духа капитализма», наверное, многим известен) и гораздо менее известного у нас социолога Э. Трёльтча, бывшего с Вебером в приятельских отношениях. В начале ХХ века они совместно сформулировали в категориях социологии пару понятий «Kirche» (церковь) и  «Sekte» (секта), которая до сих пор активно обсуждается западными социологами религии. Может быть, я потом напишу пару слов о тех определениях, которые они этим понятиям дают.

Вебер работает преимущественно с материалом американским, сравнивая жизнь протестантов в США с хорошо известной его читателям жизнью «государственных» или «земельных церквей» в Германии. При этом он обращал внимание на очень высокою по европейским меркам религиозность американских рабочих. Вебер связывал это с тем, что в Америке получила распространение иная модель организации религиозной жизни.

Мне стало интересно, что произошло за 100 лет. Вот свежее исследование. Ниже пара графиков из него:

Число протестантов и католиков в США за 10 лет.

Как часто вы молитесь?

Как часто вы посещаете богослужение?

А перевести?

Я вот сравнила с их же исследованием по Восточной Европе (было в этой же ветке 4 года назад):

Жители США, данные за 2021: молятся ежедневно 45% + иногда (раз в неделю / месяц) 22%. Всего 67%.

Россия. Православных — 71%, из них ежедневно молятся 18% (12,8% от населения). Греция. Православных — 90%, из них ежедневно молятся 31% (28% от населения).

Участвуют в службах каждую неделю 31% опрошенных американцев. Ср.:

Из назвавших себя православными:
— ходят в храм регулярно (раз в месяц и чаще): 13% (10% мужчин и 15% женщин), т.е. 8,7% от всех опрошенных.

А перевести?

Перевожу подписи к графикам.

1) Из всех христианских вероисповеданий заметней всего отток членов у протестантов (подписи к линиям понятны)

2) Менее половины взрослых жителей США молятся ежедневно (верхняя линия, темная — ежедневно; средняя — раз в неделю / раз в месяц; нижняя — редко / никогда)

3) Каждый четвертый житель США посещает богослужения хотя бы раз в неделю

Расклад по цифрам такой:

Если не считать свадеб и похорон, как часто вы участвуете в богослужениях?

Раз в месяц и чаще       33% (2020)   31% (2021)

Не реже раза в неделю     26%                     25%

Один или два раза в месяц 7%                   7%

Несколько раз в год или реже  66%  68%

Несколько раз в год             19%                     15%

Редко                                        23%                 26%

Никогда                                   24%                 27%

 

Для сравнения — пара опросов из Германии.

Количество верующих в Германии

38% немцев считают себя верующими людьми

Опрошено 1969 человек (февраль 2021); первые три столбца — ответ «Да»; вторые — «Нет»; третьи три столбца — «Не знаю / Нет ответа». Розовый — женщины, синим — мужчины, желтым — общий итог.

При этом отмечают расхождение: среди коренных немцев верующих оказалось 36% процентов, а среди иммигрантов — 56% (учитываются все религии).

Из того же опроса:

Каждый пятый (из считающих себя верующими) молится ежедневно

Я пересчитал в проценты от населения, чтобы проще было сравнивать с данными по США:

Несколько раз в день — 18% верующих (ок. 7% от населения)

Раз в день — 16%

Несколько раз в неделю —13%

Раз в неделю — 5%

Несколько раз в месяц — 8%

Раз в месяц — 4%

Реже — 22%

Никогда — 7%

Остальные — без ответа / «не знаю»

 

Итого, если сравнивать с «американским графиком»:

Ежедневно — в Германии ок. 13% населения (США — 45%)

Раз в неделю / Раз в месяц — 11%                        (США — 22%)

Редко / Никогда — 8,36% (редко) + 67,64% (никогда) = 76%  (США — 32%)

(Нужно иметь в виду, что немцы учитывали и мусульман, и иудеев).

 

Цитата: Даниил от 16.03.2021, 01:15

Свежий опрос ВЦИОМ.

Среди респондентов, обозначивших себя как православных, примерно 75% в то же время сообщают, что они вообще не соблюдают посты (это и в прошлые годы было примерно так же).

Из интересного: ВЦИОМ сообщает, что количество респондентов, назвавших себя православными, постоянно снижается по крайней мере с 2017 года (75%, 72%, 70%, 68%, 66%). Разбивка по возрастам дана только для текущего года, там картина такая: 18-24 года — 43% православных, 25-34 — 53%, 35-44 — 70%, 45-59% — 71%, 60+ — 75%.

 

Сегодня мое внимание обратили на появление свежей порции данных на тему поста.

https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/velikii-post-2024

Количество респондентов, обозначивших себя как православных, в динамике:

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

75

72

70

68

66

68

68

66

В прошлый раз я обращал внимание на постоянный спад, начиная с 2017 года.

Из интересного: в прошлые годы среди респондентов, обозначивших себя как православных, от 70% до 75% в то же время сообщали, что они вообще не соблюдают посты. В этом году таковых только 56%. Посмотрим, насколько это устойчивая тенденция. Возможно, дело в формулировках, так как разница объясняется ответом «Соблюдаю некоторые посты, но не все» — здесь доля выросла с 12-16% до 29%. А вот количество тех, кто ответил «Соблюдаю только Великий пост», наоборот упала. И соблюдающих все посты тоже больше не стало.

По возрастам: разбивка по возрастам вновь дана только для текущего года, там картина такая: 18-24 года — 38% православных (в 2021-м было 43%), 25-34 — 53% (без изменений по ср. с 2021), 35-44 — 69% (было 70%), 45-59 — 70% (было 71%), 60+ — 75% (без изменений).

Напомню, что когорта «60+» — это 1964 год рождения. Есть довольно заметный «перелом» между когортами «25+» и «35+».

 

ПредыдущаяСтраница 4 из 4