Круг чтения С.И. Фуделя

Цитата: Даниил от 25.07.2017, 19:55
Слово есть семя.
Но тогда тем более важно и ответственно то, какие семена ты берешь.
С. И. Фудель.
Письмо Николаю Сергеевичу, 18.2.1949
Я подумал: а не сделать ли комментированный список книг и художественных произведений, которые Фудель читал и так или иначе отметил?
Я готов обновлять этот пост, чтобы информация была в одном месте.
Русская литература
XIX век — 1
- Жуковский В.А. (I, 287)
- XIX век — 2
- Даль (?) (I, 287)
- Достоевский Ф. М. Проще указать на «Наследство Достоевского»
- Кольцов (?) (I, 287)
- Лермонтов М. Ю. (I, 287)
- Майков (I, 266, отр. оц.)
- Мельников-Печерский П. И. (I, 287)
- Полежаев А. И. (I, 287),
- Толстой Л. Н. (I, 287: «Казаки», рассказы); «Смерть Ивана Ильича» (I, 350: »<древние> верили в Бога, в некую личную надмирную силу — в этом объяснение того достоинства и спокойствия, с которым они умирали.
Мы можем опытно знать безмерно больше, чем они, и в то же время мы можем не знать и того немногого, что они знали. В этом последнем случае мы «оглушаемся» заботами до потери чувства жизни и кончаем «Смертью Ивана Ильича»»)- Тютчев Ф. И. (I, 266 +! оц., 287)
Рубеж XIX-XX веков
- Бальмонт (I, 268: «Его форма безупречна, но кому он нужен?»)
- Блок А. Очень важный поэт для С. И. Фуделя.
- Есенин С. (I, 287)
- Куприн. Суламифь (I, 288: «Суламифь» Куприна более нужна для души <чем русские переводы Данте>.)
- Чехов А. П. (I, 287)
Зарубежная литература
Античная литература
- Эсхил (I, 267)
- Софокл (I, 267, 288)
- Еврипид (I, 288) —
- Аристофан (I, 288)
- Марк Аврелий (I, 288)
Возрождение
- Данте (I, 288: «Возможно, что прекрасен Данте, но русские переводы темные» — перевода М.Лозинского еще не было.)
- Шекспир У. (I, 288: Вот для меня Шекспир был почти пустой звук, пока я не прочел в «Хронике
Генриха IV» сцену смерти Фальстафа. Найди, прочитай ее)
XVIII век
- Гёте И. В. Фауст. (I, 267, 288: «А вот Гете и Фауст так и остались для меня мертвым камнем. Живая душа не нуждается в этом»)
XIX век
- Гейне Г. (в подлиннике?: I, 287)
- Лонгфелло Г. У. (I, 287: «Это тоже подлинно хорошо.»)
Рубеж веков
- Гамсун К. Пан. (I, 287: «К. Гамсуна я не советую, хотя, конечно, то место, где этот лодырь, «Пан», получает в письме зеленое перо и слушает пустыню большого города, — стоит дорого».)
- Гарраден, Беатрис. «Корабли, проходящие ночью» (пер. с англ. А.Д. Линдегрен, СПб.; М., 1904) (I, 287).
- Золя, Э. (I, 266, скорее -)
- Франс, А. (I, 266, скорее -)
ХХ век.
- Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту (III, 8? Ссылка неточная, но Гай Монтэг действительно в метро читает Евангелие)
- Гарт Б. (I, 287: «совершенно чудесные рассказы <в оригинале>»)
- Киплинг Р. (в оригинале: I, 287)
- Лондон Дж. (I, 267:«для человека некоторые рассказы Д.Лондона нужнее и драгоценее 2-й ч. Фауста» )
- Метерлинк М. (I, 287: «интересны некоторые драмы Метерлинка»)
- Роллан Р. Жан-Кристоф (I, 322).
Философия
- Сковорода Г.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки (I, 267, 287)
Специальную литературу о славянофилах не перечисляю.
Богословие
- Силуан Афонский (?, III, 81)
Экклезиология
- Küng H. The council, reform and reunion. N.Y.: Sheed&Ward, 1961. {Критический разбор этой книги во 2-м приложении к работе «Славянофильство и Церковь»}
- Булгаков С. Н., прот. Очерки учения о Церкви (Первое издание: Путь. 1925. № 1; 1926. № 2, 4; 1929. № 15, 16.). (III, 181)
- Зуммер В., прот. Экклезиология Римской Церкви по определениям 1-го и
2-го Ватиканских Соборов. Московская духовная академия: Сектор заочного обучения,
1968. Машинопись.- Хомяков А. С. Очень важен, отдельные работы не перечисляю.
История Русской церкви и богословия в России
- Бердяев Н. А. А.С. Хомяков (III, 188)
- Зеньковский В. В., прот. История русской философии. Париж: YMCAPress, 1948.
- Патриарх Сергий и его духовное наследство. Издательство МП, 1947.
- Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж: YMCA-Press, 1937.
Богословие
- Булгаков С., прот. Православие. Париж, 1964. (III, 209) \
- Лосский В. Н. Искупление и обожение / / Журнал Московской Патриархии. 1967. №9. {Указывал, что Хомяков повлиял на Лосского}
- Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви / / Богословские
труды. М., 1972.- Лосский В. Н. Спор о Софии: «Докладная записка» прот. С. Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии. Париж, 1936. С. 81.
- Флоренский П., свящ. Очень важен для С. И. Фуделя, список произведений не прилагаю.
Изобразительное искусство
Музыка
- »Дунайские волны»
Слово есть семя.
Но тогда тем более важно и ответственно то, какие семена ты берешь.
С. И. Фудель.
Письмо Николаю Сергеевичу, 18.2.1949
Я подумал: а не сделать ли комментированный список книг и художественных произведений, которые Фудель читал и так или иначе отметил?
Я готов обновлять этот пост, чтобы информация была в одном месте.
Русская литература
XIX век — 1
- Жуковский В.А. (I, 287)
- XIX век — 2
- Даль (?) (I, 287)
- Достоевский Ф. М. Проще указать на «Наследство Достоевского»
- Кольцов (?) (I, 287)
- Лермонтов М. Ю. (I, 287)
- Майков (I, 266, отр. оц.)
- Мельников-Печерский П. И. (I, 287)
- Полежаев А. И. (I, 287),
- Толстой Л. Н. (I, 287: «Казаки», рассказы); «Смерть Ивана Ильича» (I, 350: »<древние> верили в Бога, в некую личную надмирную силу — в этом объяснение того достоинства и спокойствия, с которым они умирали.
Мы можем опытно знать безмерно больше, чем они, и в то же время мы можем не знать и того немногого, что они знали. В этом последнем случае мы «оглушаемся» заботами до потери чувства жизни и кончаем «Смертью Ивана Ильича»») - Тютчев Ф. И. (I, 266 +! оц., 287)
Рубеж XIX-XX веков
- Бальмонт (I, 268: «Его форма безупречна, но кому он нужен?»)
- Блок А. Очень важный поэт для С. И. Фуделя.
- Есенин С. (I, 287)
- Куприн. Суламифь (I, 288: «Суламифь» Куприна более нужна для души <чем русские переводы Данте>.)
- Чехов А. П. (I, 287)
Зарубежная литература
Античная литература
- Эсхил (I, 267)
- Софокл (I, 267, 288)
- Еврипид (I, 288) —
- Аристофан (I, 288)
- Марк Аврелий (I, 288)
Возрождение
- Данте (I, 288: «Возможно, что прекрасен Данте, но русские переводы темные» — перевода М.Лозинского еще не было.)
- Шекспир У. (I, 288: Вот для меня Шекспир был почти пустой звук, пока я не прочел в «Хронике
Генриха IV» сцену смерти Фальстафа. Найди, прочитай ее)
XVIII век
- Гёте И. В. Фауст. (I, 267, 288: «А вот Гете и Фауст так и остались для меня мертвым камнем. Живая душа не нуждается в этом»)
XIX век
- Гейне Г. (в подлиннике?: I, 287)
- Лонгфелло Г. У. (I, 287: «Это тоже подлинно хорошо.»)
Рубеж веков
- Гамсун К. Пан. (I, 287: «К. Гамсуна я не советую, хотя, конечно, то место, где этот лодырь, «Пан», получает в письме зеленое перо и слушает пустыню большого города, — стоит дорого».)
- Гарраден, Беатрис. «Корабли, проходящие ночью» (пер. с англ. А.Д. Линдегрен, СПб.; М., 1904) (I, 287).
- Золя, Э. (I, 266, скорее -)
- Франс, А. (I, 266, скорее -)
ХХ век.
- Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту (III, 8? Ссылка неточная, но Гай Монтэг действительно в метро читает Евангелие)
- Гарт Б. (I, 287: «совершенно чудесные рассказы <в оригинале>»)
- Киплинг Р. (в оригинале: I, 287)
- Лондон Дж. (I, 267:«для человека некоторые рассказы Д.Лондона нужнее и драгоценее 2-й ч. Фауста» )
- Метерлинк М. (I, 287: «интересны некоторые драмы Метерлинка»)
- Роллан Р. Жан-Кристоф (I, 322).
Философия
- Сковорода Г.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки (I, 267, 287)
Специальную литературу о славянофилах не перечисляю.
Богословие
-
-
-
- Силуан Афонский (?, III, 81)
-
-
Экклезиология
- Küng H. The council, reform and reunion. N.Y.: Sheed&Ward, 1961. {Критический разбор этой книги во 2-м приложении к работе «Славянофильство и Церковь»}
- Булгаков С. Н., прот. Очерки учения о Церкви (Первое издание: Путь. 1925. № 1; 1926. № 2, 4; 1929. № 15, 16.). (III, 181)
- Зуммер В., прот. Экклезиология Римской Церкви по определениям 1-го и
2-го Ватиканских Соборов. Московская духовная академия: Сектор заочного обучения,
1968. Машинопись. - Хомяков А. С. Очень важен, отдельные работы не перечисляю.
История Русской церкви и богословия в России
- Бердяев Н. А. А.С. Хомяков (III, 188)
- Зеньковский В. В., прот. История русской философии. Париж: YMCAPress, 1948.
- Патриарх Сергий и его духовное наследство. Издательство МП, 1947.
- Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж: YMCA-Press, 1937.
Богословие
- Булгаков С., прот. Православие. Париж, 1964. (III, 209) \
- Лосский В. Н. Искупление и обожение / / Журнал Московской Патриархии. 1967. №9. {Указывал, что Хомяков повлиял на Лосского}
- Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви / / Богословские
труды. М., 1972. - Лосский В. Н. Спор о Софии: «Докладная записка» прот. С. Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии. Париж, 1936. С. 81.
- Флоренский П., свящ. Очень важен для С. И. Фуделя, список произведений не прилагаю.
Изобразительное искусство
Музыка
-
- »Дунайские волны»