Святитель Афанасий (Сахаров). Послание о текущих событиях церковной жизни. 1955 г.

Публикуется по изданию: Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти: 1917—1943. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1994. С. 789—790.

Милость Божия буди с Вами, рабы Божии, скорбящие о скорбях Матери нашей Церкви Православной Российской.

Всем сердцем разделяю скорби Ваши и что скажу Вам во утешение и во спасение?

Верно то, что я многого не знаю, что знаете Вы. Но мне известно и многое такое, что еще не ведомо Вам. И все же я не дерзаю изречь резкое слово и сказать, что порываю всякое общение.

А памятуя слова Христовы о священстве ветхозаветном, которое Он пришел упразднить: «Учение их слушайте, а по делам их не поступайте».

Сам Христос Спаситель с 12-летнего возраста и до последнего года жизни в великие праздники приходил в храм Иерусалимский, а в прочие праздники посещал синагоги иудейские, ибо и в храме и в синагогах возносились молитвы Богу Истинному. И Святые Апостолы в течение многих десятилетий после дня Святой Пятидесятницы, когда завершено было устроение Церкви Христовой, с новым Христианским богослужением, с новой Христианской Жертвой Тела и Крови Христовых, продолжали посещать храм Иерусалимский, продолжали участвовать в ветхозаветном богослужении, совершавшемся ветхозаветными священниками. Святые Апостолы принимали участие во всех обрядах (см. Деян. 21: 23-26) и, конечно, вместе со всеми молящимися склоняли свои главы, когда первосвященник или священники воздвизали руки свои и преподавали благословение именем Бога Истинного.

Вспоминаю я и слова Святого Апостола Павла к Филиппийцам: «Одни по любопрению проповедуют Христа… а другие по любви… Но что до того? Как бы ни проповедывали Христа, притворно или искренно, я радуюсь и буду радоваться» (Флп. 1:16-18). Конечно, нам всячески следует остерегаться, чтобы не соделаться участниками чужих грехов. Но нам нужно также всемерно беречься того, чтобы не отпасть от единства Церковного.

Много в деятельности современных иерархов и священников Русской Церкви вызывает смущение. Но иерархию, возглавляющую в настоящее время Русскую Церковь, признают все Восточные Патриархи. Если мы отделимся от нашей иерархии, с кем же мы будем в общении, через кого будет наше единение с Единой Святой Вселенской Церковью и со Христом?

Благодать Божия подается в Церкви и освящение совершается не священниками и не зависит от их личных достоинств, а только через священников. И через недостойных архиереев или иереев совершаются таинства. Господь посылает Ангела Своего, который за недостойных священнослужителей невидимо совершает службу божественную и подает благодатное освящение с верою приступающим.

Не дерзаю я сказать: «Не ходите в Церковь», хотя и не осуждаю тех, которые не ходят в храмы.

Когда было обновленчество, когда был «григорьевский» раскол, я со всею решительностью говорил: «В обновленческие и “григорианские” храмы ходить нельзя, ибо они отделились от законного чиноначалия церковного». Может быть, некоторые из современных священнослужителей грешнее обновленцев, но они ни ереси не проповедуют, ни раскола не создают. И потому у нас нет законных оснований резко отделяться от них. И я думаю: учение их, когда они учат доброму, надо слушать, благословение их, которое они преподают именем Божиим, надо принимать. А по делам их неправым не надо поступать.

Будите убо мудри, яко змии, и цели, яко голуби. Не лишайте себя утешения молиться в храме Божием. Молитва домашняя не может заменить молитву церковную.

Одна благочестивая старица писала мне: «Я хожу в храм, но что не нужно слушать, то не слушаю». Это она писала в середине 30-х годов, разумея незаконное возношение имени митрополита Сергия во всех случаях рядом с именем единственного законного Первоиерарха митрополита Петра.

Верю, что Господь не осудит нашу ревность, если она даже и не по разуму.

Молю Бога, чтобы меня и братию мою, единомысленную мне, Он Сам наставил и умудрил так, чтобы нам против единства церковного не погрешить, совестию не покривить и соблазнов не умножить. А об иерархии нашей и о всех у кормила Церковного сущих усердно молю Господа, да умудрит их право править Слово Истины.

Епископ Афанасий.
1955 г.