Послание патриарха Алексия I в связи с 50-летием Октябрьской революции, 1967 г.

Источник: Журнал Московской Патриархии. 1967, №11. С. 1—4.
Электронная версия текста выверена в соответствии с печатным текстом.

ПОСЛАНИЕ
СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА И СВЯЩЕННОГО СИНОДА
В СВЯЗИ С 50-летием
ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ
СМИРЕННЫЙ АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ,
И СВЯЩЕННЫЙ СИНОД
ПРЕОСВЯЩЕННЫМ АРХИПАСТЫРЯМ, ОСВЯЩЕННОМУ КЛИРУ,
ЧЕСТНОМУ ИНОЧЕСТВУ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ ЦЕРКОВНЫМ
МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков... и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».
(1 Тим. 2, 1—4).

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!

50 лет тому назад в нашей стране произошла Великая революция, которая коренным образом изменила взаимоотношения людей и имела исключительное значение для истории и жизни всего человечества.

В наступающий день этого юбилея подобает нам, верным сынам и дщерям Святой Матери нашей Православной Церкви Российской, где бы мы ни находились — в пределах ли Отечества нашего или за его рубежами, — вспомнить об историческом событии 25 октября 1917 года, которое так многообразно отразилось на жизни и на всех последующих трудах и подвигах нашего народа, понесенных во имя утверждения идеалов мира, справедливости и человеколюбия.

Всесторонняя революция произвела коренные преобразования в жизни общества. Она претворила в действительность мечты многих поколений людей. Она сделала достоянием народа все природные богатства страны и средства производства. Она изменила самую сущность человеческих отношений, сделав всех наших граждан равными друг другу и исключив из нашего общества любую возможность вражды между людьми разных рас и народностей, между людьми разных убеждений, верований и социального положения.

Провозгласив первым своим законом Декрет о мире, рабоче-крестьянское правительство определило будущую программу внешней деятельности Советской державы, которая на протяжении всего пятидесятилетия состоит в последовательной защите всеобщего мира и безопасности народов.

Обновив самое существо жизни нашего народа, Октябрьская революция была вместе с тем стимулом национально-освободительного движения, и мы, вместе со всеми нашими соотечественниками, испытываем глубокое удовлетворение, что все эти начинания, созвучные евангельским идеалам1, находят в наши дни все большее понимание и поддержку со стороны широких кругов верующих людей многих стран мира.

Опыт жизни и деятельности Церкви и Государства в новых, социалистических условиях свидетельствует, что, несмотря на различие в мировоззрении между верующими и неверующими частями единого советского народа, чувство общности всенародных интересов дает возможность для всех граждан нашей страны, верующих и неверующих, находить друг в друге братьев, готовых помочь друг другу в достижении высоких общественных целей и поддержать друг друга в общей опасности и испытаниях.

Мы вспоминаем при этом славный всенародный подвиг в Великой Отечественной войне, показавший глубокое внутреннее единство всего советского народа. Мы видим это и в послевоенные годы, когда напряжением воли и труда народа происходит неуклонное развитие нашего Отечества в экономике, науке и культуре. Об этом свидетельствуют и успешные усилия нашей Советской страны по утверждению прочного международного мира для всестороннего прогресса в жизни всех народов земли.

Великое пятидесятилетие является знаменательной датой провиденциального значения и для сынов и дщерей народов нашей Страны, по тем или иным причинам живущим вдали от Родины. Давно прошли времена, когда было в какой-то степени объяснимо «недостаточное сознание всей серьезности совершившегося в нашей стране» в 1917 году, по выражению приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия в его известном Послании пастырям и пастве от 29 июля 1927 года. Пятидесятилетняя история послереволюционного периода жизни нашего Государства и общества убедительно показывает, что в «совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели» (там же). И мы надеемся, что свойственная христианину смиренная готовность с радостью воспринять святую волю Божию, укрепляемая горячей любовью к своей Церкви и Родине, а также искренним объективным признанием всего доброго и полезного, что возникло и развилось в результате происшедших в нашей стране глубоких преобразований, — побудит всех православных людей, «в рассеянии сущих», но родившихся в России, или их потомков, еще раз задуматься о благих путях Промысла Божия, и одних — начать, а других — ревностно и целеустремленно продолжить свое служение, направленное к восстановлению и укреплению единства со своими братьями и сестрами, пребывающими в Отечестве.

И в знаменательный день юбилейного праздника да вознесется к Престолу Превечного Бога любви общая усердная молитва всех верных чад Святой Русской Православной Церкви о богохранимой стране нашей, о народах и властях ее, о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, о ниспослании благословения Божия на труд и на всякое усилие, направленное к созиданию общественной жизни на началах правды и человеколюбия, об умножении в сердцах человеческих любви к ближним, о благоуспешности миротворческого делания.

Вознесем же Всещедрому Богу, Подателю всех благ, наше благодарение о всех Его великих благодеяниях, на нас бывших, прославляя Его за неусыпное попечение о Родине нашей и о Матери нашей Святой Православной Церкви на протяжении минувших десятилетий.

Вспоминая теперь процесс взаимоотношений, слагавшихся в первые послереволюционные годы между молодым Советским Государством и Церковью, и отмечая ошибочные политические деяния Святейшего Патриарха Тихона, шедшие вразрез с чаяниями народа, мы с удовлетворением вспоминаем и понимание им впоследствии значения исторических перемен в судьбах Отечества нашего, о чем он говорил, в частности, в своем завещании: «В гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо» («Известия» от 15 апреля 1925 года)2.

С благодарной памятью в сознании всей нашей Церкви сохраняются усердные труды приснопамятного Первосвятителя Святейшего Патриарха Сергия, — труды, столь много содействовавшие и укреплению внутренней духовной жизни нашей Церкви, и плодотворному служению ее чад своему родному народу — великому труженику и преобразователю. Промысл Божий поставил этого мудрого иерарха у кормила церковного корабля в ответственную эпоху исторического бытия Русской Православной Церкви. Укрепляемый невидимой Божественной помощью, он твердой рукой вывел этот корабль, невзирая на препятствия и трудности, на прямой и единственно правильный путь искренних отношений и доброго сотрудничества между Русской Православной Церковью и Советским Государством и обществом.

Мы радуемся торжеству данного Святейшим Патриархом Сергием направления жизни Русской Православной Церкви в духе патриотизма, горячей любви к народу и верности его лучшим чаяниям, надеждам и устремлениям.

Деятельность Святейшего Патриарха Сергия, явно отмеченная благословением Божиим и явившаяся великим благом для Русской Православной Церкви, подтверждена всем последующим ходом жизни нашей Святой Церкви, и верующее сердце каждого православного христианина, ищущего не своей корысти, а подлинного блага Святой Матери-Церкви и Родины, воспринимает ее не иначе, как неотъемлемую часть общецерковного сознания, просвещаемого и умудряемого Верховным Кормчим Церкви — Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

В годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) патриотический подвиг Русской Православной Церкви, признанный народом и отмеченный нашим Правительством, явился наглядным свидетельством верности избранного пути. Этот подвиг, как и многолетняя миротворческая деятельность, убедительно показали и великую внутреннюю силу Церкви, действующей на благо своего народа, и возможность благоплодного общественного служения Церкви в недрах социалистического общества.

Русская Православная Церковь, неизменно хранящая во всей полноте спасительный залог веры, неотступно держащаяся святых канонов, верная заветам и отеческим преданиям, изобилующая благодатными дарами духовной жизни, в то же время разными способами исповедует милость Божию и не таит благодеяний своего Основоположника и Жизнодавца и являет себя миру не только как духовную общину, живущую благодатной жизнью по своим собственным внутренним законам и чрез это всем предлагающую надежный путь к спасению и жизни вечной, но и как деятельное орудие Божественного Промысла, всегда готовое осуществлять волю Божию, благую, угодную и совершенную (Римл. 12, 2), в своем повседневном служении человеческому обществу. Евангельское служение и христианское свидетельство, осуществляемые в плане экуменического сотрудничества со всеми исповедующими Христа Иисуса своим Господом и Спасителем и верующими во Святую Живоначальную Троицу, деятельная поддержка многих добрых и созидательных усилий, предпринимаемых советской и мировой общественностью, в особенности же столь важная и необходимая в современных условиях и священная миротворческая деятельность, — все это убедительно говорит о стремлении Русской Православной Церкви достойно и ответственно нести свое общественное служение и о ее готовности вносить свой посильный вклад в каждое благое дело, к участию в котором призывает ее внутренний долг, любовь к людям, желание помочь человечеству в его нуждах и стремлениях.

Будем же едины, возлюбленные, в наших молитвах, в нашей любви друг ко другу и ко всем (1 Сол. 3, 12), в наших патриотических усилиях, в нашей готовности благовествовать Евангелие Христово и бороться за мир на земле.

Мы обращаемся к руководителям нашей Советской державы, выразителям чаяний всего народа нашего, с сердечным приветствием и пожеланиями:
   да будет благословен и благоуспешен их труд и да послужит он процветанию великой Родины нашей!
   Да почиет благословение Господне на нашей Отчизне, на нашем трудолюбивом и миролюбивом народе и на его благих делах, намерениях и устремлениях!
   Да растет и крепнет изо дня в день возлюбленное Отечество наше — твердыня и оплот мира и братства людей!

«Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны: и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11).

АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

   ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:
   Митрополит Крутицкий и Коломенский ПИМЕН
   Митрополит Ленинградский и Новгородский НИКОДИМ
   Архиепископ Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, ФИЛАРЕТ
   Архиепископ Орловский и Брянский ПАЛЛАДИЙ
   Архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский ИОСИФ
   Архиепископ Винницкий и Брацлавский АЛИПИЙ
   Управляющий делами Московской Патриархии
      Архиепископ Таллинский и Эстонский АЛЕКСИЙ

Москва, 10 октября 1967 года

Примечания:

  1. Выделение редакции сайта.
  2. См. статью: Сафонов Димитрий, свящ. К вопросу о подлинности «Завещательного послания» св. Патриарха Тихона // Богословский вестник, 4:47, 2004. С. 265–311. [URL]Ред.