Тихомиров Лев Александрович (1852 — 1923)

Л.А. Тихомиров. Начало ХХ векаАктивный участник «Народной воли». Поддерживал решение о цареубийстве Александра II, но непосредственного отношения к убийству не имел, в принятии решения об убийстве также не участвовал. В 1882 г., желая избежать ареста, уезжает сначала в Швейцарию, потом во Францию.

К 1888 году отрёкся от революционных убеждений (о чем написал брошюру «Почему я перестал быть революционером»), в том же году был помилован Величайшим повелением, и смог вернуться в Россию.

Был деятельным сотрудником, затем редактором «Московских ведомостей».

С 1907 по 1909 год по приглашению П. А. Столыпина — член Совета Главного управления по делам печати.

С 1909 года — член братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.

В 1913 году переезжает в Сергиевский Посад, где продолжает писать трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализирует историю человечества с религиозной точки зрения, включая эсхатологические времена.

Основные идеи

Для Л. А. Тихомирова христианство тесно переплетено с политикой. Идеал революции и, в частности, социализма, с его точки зрения — это «обратное воплощение христианского религиозного идеала». В идее революции, как быстрого изменения всего мира с его основными законами, в преломленном виде можно узнать христианскую веру в приближающееся Царство Божие. «Христианство <...> укореняет в человеке стремление к абсолютному. Мир земной, область относительного, область по существу эволюционная — это нечто низшее в сравнении с нашим духом и обречено на уничтожение, на коренное преобразование в тот момент, когда свыше раздастся голос: «Се, творю все новое». Лучшие мечты христианского сердца связаны с этим переворотом и той жизнью, где уже никто не будет ни алкать, ни жаждать, не будет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. И это совершится не эволюционным актом, а переворотом»1.

Социализм возник в душах неверующих людей, воспитанных на христианских идеалах: «только такая новая жизнь гармонирует с высоким достоинством, которое христианство дает человеку. Свобода человека по природе не ограничена. Все люди по высшему содержанию своего духа равны между собою. Все они – братья, дети одного Отца Небесного, существа одной и той же природы». Поэтому «признавая собственность, христианин не может не понимать, что все принадлежит только Богу, а люди – простые распорядители имущества, попавшего в их руки. Идеал жизни указывает человеку некоторое презрение к собственности, каковой даже лучше не иметь совсем»2.

Такие христианские воззрения постепенно проникали в психологию людей, и по мере обмирщения общества рождали революционеров и социалистов.
Тихомиров считал, что путь революции не есть путь земной — на земле возможна только «эволюция».

Для С. И.  Фуделя наиболее важными были эсхатологические мысли Тихомирова. Для Льва Александровича было важно понять, «как и когда завершится круг мировой эволюции посредством осуществления Царства Божия»3. Лев Александрович в своих исканиях опирается на тексты ветхозаветных пророков, Евангелия и, прежде всего, Апокалипсиса. Срок наступления конца времен человеку не может быть известен. Но книга Откровения и Евангелие позволяют осмыслить не только отдельные события, но и весь ход мировой истории. Тихомиров в своих работах подробно разбирает исторические периоды в соотношении с теми вехами, которые описаны в Апокалипсисе.

С.И. Фудель. Из Воспоминаний

С. И. Фудель знал Льва Тихомирова через отца – они были знакомы еще с XIX века. Жена Льва Александровича, Екатерина Дмитриевна, была крестной С. Фуделя.

Развернуто С. И. Фудель пишет о Льве Александровиче в своих «Воспоминаниях»:

Я помню его великолепную квартиру на Петровке в эпоху редакторства правительственной газеты, на втором этаже особняка, с громадным его кабинетом и еще более громадным холодным залом, где очень редко кто собирался, а когда собирались, то, как мне рассказывали мои старшие сестры, было всегда скучно. <...>

Скучно было у Тихомировых не только в зале, но и везде, и я, тогда еще совсем мальчик, это чувствовал. Лев Александрович давал тон всему, а это был человек, отрешенный от обыденной жизни и погруженный в жизнь мысли, жизнь горячую и живую, но замкнутую в себе и часто не замечающую живых людей. Конечно, Лев Александрович боролся непреклонно и страстно в книгах, статьях и выступлениях за тепло в мире, за сохранение этого уходящего из мира тепла, но не знал, что надо начинать с борьбы за тепло в собственном доме. Впрочем, даже этот холодок в его доме я любил и люблю за какую-то его особенную тихомировскую неотмирность. Он воевал за то, что он понимал как христианскую государственность, и свою жизнь воспринимал как жизнь в окопах этой войны. <...>

Он в это последнее время жизни в Загорске, конечно, больше жил в тенях прошлого. Этим объясняется то, что он не сближался с жившими тогда там же Флоренским, Мансуровым, Розановым, Дурылиным и часто туда приезжавшим Новоселовым. Флоренский ему казался каким-то модернистом. Не любил он и не понимал не только новые течения религиозно-философской мысли, но и искусство эпохи перелома, воспринимая его тоже только как «декадентство». <...>

Над темой Апокалипсиса он работал и в последние годы жизни в Загорске, написав «Апокалипсическую повесть», в которой весь сюжет художественного произведения, в том числе взаимоотношения мужчины и женщины, был дан на фоне последних лет жизни мира. Я помню из всего только имя женщины Лидия и ту обстановку, в которой происходило чтение. Мы сидели в столовой, угощением были какие-то не очень сдобные лепешки и суррогатный чай без сахара. Лев Александрович почему-то пил его с солью. Керосина тоже не было (это был 1918 год), и горели две маленькие самодельные коптилки, освещая на столе больше всего рукопись. Апокалипсис был не только в повести про Лидию, но уже и в комнате4.

Литература

Тихомиров Л.А. Тени прошлого. М., 2000.
Тихомиров Л.А. Дневники (1900-1904, 1915-1917).
Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории (Борьба за царство Божие). М., 1997.
Тихомиров Л.А. Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира // «Христианин». 1907, №9.

Пайпс, Ричард. Лев Тихомиров: революционер поневоле // Неприкосновенный запас. 2010, №4(72). [URL] (Дата обращения: 13.08.2016).

Связи

Тихон (Тихомиров), еп. (Александр Львович); Алексий (Симанский), патр.

Места

Москва, Петровка (до революции);
Загорск (Московская улица / проспект Красной Армии, д. 30), начало 1920-х: Флоренский Павел свящ., Дурылин С.Н., Мансуров Сергий свящ., Розанов В.В., (Новоселов М.А.).

Примечания:

  1. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., ФИВ, 2012. С. 577.
  2. Там же.
  3. Там же, с. 588
  4. Фудель С.И. Воспоминания. М.: Русский путь, 2012. С. 86—89.