Иеромонах Дионисий (Барошников) (1860 — 1926)

Иеромонах Дионисий, бывший с 1908 года духовником братии Зосимовой пустыни, памятен читателю по яркому воспоминанию Сергея Иосифовича:

«Помню, однажды я вопреки всем традициям остался там [в Зосимовой пустыни — прим. Ред.] один на пасхальную ночь. Служил заутреню отец Дионисий, которого мы в семье особенно любили за его исключительное смирение.
<…>
Крестный ход обошел храм и остановился перед закрытыми наружными дверями. Пасха была поздняя, ночь светозарная была легка. О. Дионисий поднял голову к этому единственному в году небу и начал пение: “Христос Воскресе…”.

И вдруг — страшное замешательство у стоящего рядом иеродиакона: о. Дионисий забыл, что надо сделать еще один краткий вступительный возглас. Все было тотчас, конечно, сделано смертельно смущенным иеромонахом, иеродиакон был успокоен, и что-то самое главное было этим исправлением нарушено. Мне стало горько за моего иеромонаха, за себя, за звезды, к которым он поднял лицо, мне захотелось тут же бежать домой на Арбат. “Не имамы дерзновения за премногие грехи наши”».

Друг С. И. Фуделя, священник Сергий Сидоров, свидетельствует об о. Дионисии, что «как батюшка отец Анатолий Оптинский, он умел открывать тайные грехи»1. О. Сергий описывает свое впечатление от единственной встречи с о. Дионисием в таких словах2:

«Я случайно зашел к Вере Тимофеевне [Верховцевой] вечером <…> и в кухне столкнулся с высоким, светлым, сияющим монахом. Его глаза выражали любовь беспредельную, длинная борода, вьющиеся слегка волосы — все было необычайно благообразно, величаво».

Ниже приводим посвященную о. Дионисию главку из Зосимовского патерика:

«Иеромонах Дионисий был одним из ближайших помощников игумена Германа в деле становления школы Зосимовского старчества, авторитетнейший иеромонах, духовник пустыни. В миру — Дмитрий Барошников родом был из крестьян, родился в 1860 году в Тверской губернии. Грамоте обучался дома. Известно, что Дмитрий служил в армии — в монастыре числился как запасной нижних чинов. Овдовев, в тридцать лет он поступил в Гефсиманский скит. Произошло это 25 октября 1890 года. 24 августа 1894 года зачислен в указную братию скита. Послушание проходил в Ильинской часовне в Москве. 20 марта 1895 года принял постриг с именем Дионисий».

«13 января 1898 года вслед за игуменом Германом и другими его учениками перемещен в Зосимову пустынь. Через полгода, 7 июня, рукоположен во иеродиакона. 6 февраля 1900 года рукоположен в иеромонаха».

«Отец Дионисий отличался исключительным смирением. Был случай, когда он, иеромонах, подошел в числе других братий к приехавшему священнику для получения благословения, поцеловал руку и отошел».

С ним [иером. Дионисием] у моего отца [прот. Иосифа Фуделя] был такой случай. Отец стоял на всенощной среди богомольцев. Проходящие монахи подходили к нему для получения благословения. Вот подошел в толпе еще какой-то небольшой монашек. Отец благословил и, только когда тот, поцеловав руку, как простой монах, отошел, отец с ужасом заметил, что он в рассеянности дал поцеловать свою руку иеромонаху Дионисию, то есть такому же священнику, как он.3

«31 июля 1906 года награжден набедренником. 28 февраля 1908 года назначен духовником братии. 14 декабря 1909 года принял ризницу. Известно, что именно с ним произошел случай исцеления 10 июля 1912 года. Когда иеромонах отправился на послушание — чистить лес, то по неосторожности нанес себе рану на ноге, вызвавшую сильное кровотечение. Батюшка пропитал тряпицу маслом из лампады у Тихвинской иконы Богородицы и приложил к больному месту. Боль исчезла и рана скоро зажила. 29 июня 1917 года награжден наперсным крестом от Священного Синода».

«Сохранились воспоминания отца Симона (Кожухова) об этом сотаиннике преподобных зосимовских отцов:

Зосимова пустынь держится такими подвижниками, как отец Герман, отец Алексий, отец Дионисий… Можно поручиться, что после их смерти распадется и Зосимова пустынь. Она держится пока их духом, который уже теперь, при их жизни, стараются всячески, исподтишка, а иногда и явно, искоренять как устарелый, смешной. Да и самих старцев высмеивают в глаза и за глаза, называя их отжившими…4

писал 1 апреля 1922 года старец Симон в письме священнику Николо-Толмачевского храма отцу Илье Четверухину. О душевной щедрости отца Дионисия можно судить из короткой строчки письма от 10 мая 1924 года: ‘…вся провизия оставлена была мне отцом Дионисием и ею продовольствовались мы все’5, — сообщал тому же отцу Илие оставшийся вблизи Зосимовских стен [после закрытия пустыни — прим. Ред.] старец Симон».

«Да, все Зосимовский духовник оставил ближним, а сам налегке отправился… в никуда. Во всяком случае, еще не раскрыты пути-дороги и адреса, по которым скитался шестидесятитрехлетний иеромонах Дионисий, бывший зосимовский духовник и один из самых почитаемых современниками старцев обители. Упокой, Господи, душу раба Твоего иеромонаха Дионисия».6

Есть сведения, что отец Дионисий после закрытия монастыря в 1923 году получил благословение патриарха окормлять Серафимо-Тихвинский скит, образованный в Черноморском крае несколькими насельницами закрытого Суздальского Покровского монастыря. 7 По свидетельству игумении Евфросинии (Котловой), сохранившемуся в ее следственном деле 1929 года,8 о. Дионисий скончался в 1926 году, прожив с монахинями около 3-х лет. Похоронен был в районе урочища Канаш-Тапе близ г. Туапсе, там же где жили сестры.

Литература

  1. Зосимовский патерик: жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. В 2 т. / Сост. и авт. вступ. ст. монах Аристоклий. — [Б. м.] : Зосимова пустынь, 2012. — 357 с. [Электронный текст].
  2. История Смоленской Зосимовой пустыни // Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь. [Электронный ресурс].

Примечания:

  1. Бобринская В.С. Записки священника Сергия Сидорова, с приложением жизнеописания, составленного его дочерью, В.С. Бобринской. М.: ПСТГУ, 2019. С. 99.
  2. Там же.
  3. Фудель С.И. Воспоминания // Собр. соч. в 3-х тт. Т. 1. С. 19.
  4. Четверухина Е.Л.. Удалился от мира. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 252
  5. Там же. С. 261
  6. Зосимовский патерик. Т.2. С. 101—103. [URL]
  7. Исповеднический путь монашествующих на Кавказе: 1920–1930-е годы // Сост.: Л. Е. Сикорская. — М.: Издательство ВКН, 2017. сс. 74-89.
  8. там же