Старец Алексий Зосимовский (Федор Алексеевич Соловьев, 1846 — 1928)

Краткая биографическая справка

1867—1895 — диакон в храме свт. Николая в Толмачах
1872 — смерть супруги Анны
1895—1898 — пресвитер в Успенском соборе Московского Кремля, с 1897 г. — протопресвитер
С 1898 — инок Смоленской Зосимовой Пустыни
С 1919 — иеросхимонах
С 8 мая 1923 года пустынь закрыта, переезд в Сергиев Посад (Загорск).

Старец Алексий Зосимовский. 1925 г.Вынул жребий с именем «Тихон» при избрании Патриарха на Всероссийском Поместном соборе в 1917 г.

Причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

День памяти 19.09 ст.ст. / 02.10. н.ст.

Из книг С.И. Фуделя

Рассказ о Зосимовой пустыни помещен в первую главу книги «Воспоминания» С.И. Фуделя: говоря о пережитом здесь, писатель раскрывает основу не только своего духовного устроения, но всей церковной традиции. Подлинная жизнь для него начинается со встречи с Церковью, прикосновения к ее действительной святости, и одновременно, святость составляет цель человеческого пути, исполнение призвания.

Потом <после поездок в Оптину>, до 17–18 лет, все было у меня связано с другим монастырем, с Зосимовой пустынью. … Зосимова пустынь была в чем-то сходна с Оптиной. В ней было что-то более суровое, что-то от «Северной русской Фиваиды»… Старец был духовным центром монастыря. Поражала красота всего его облика, когда в длинной мантии он выходил из своего полузатвора на исповедь богомольцев: и седые пряди волос на плечах, и какая-то мощность головы, и рост, и черты лица, и удивительно приятный низкий баритон голоса, а главное – глаза, полные внимания и любви к человеку. Эта любовь покоряла и побеждала. Человек, подходящий к нему, погружался в нее, как в какое-то древнее лоно, как в стихию, непреодолимую для него, до сих пор еще ему неведомую и вожделенную. Он уже не мог больше не верить, так как в нем уже родилась ответная любовь: огонь зарождается от огня1.

Соприкосновение со святостью оказывается мучительным, и в то же время открывает незнакомую до того радость. Не случайно, говоря о старце Алексии, С.И.Фудель пишет об исповеди у него: здесь с особой остротой переживается тяжесть греха, но одновременно ощущается любовь Небесного Отца, «изливаемая ощутительно на меня в эти минуты через старца». В центре же стоит описание богослужения: в нем звучит, как ответ Церкви на излившуюся любовь Отца, решимость посвятить себя Богу.

Монастырские службы в таком монастыре, как Зосимова, особенные… Тут что-нибудь одно: или уходи, потому что стоять надо долго и трудно, или же бросай свои лень и трусость, сомнение и грех и в священном безумии иди за этими голосами, стройно, и сладостно, и страшно поющими все про одно: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»! «… И Ему одному служи»!2

И поэтому «не нарушение какого-то кодекса, не уклонение от каких-то прописей, а преступление против самого дыхания жизни», уклонение от любви Божьей, — «вот как в Церкви осознается грех и вот чем определяется значение покаяния»3.

В богослужении Зосимовой пустыни жизнь Церкви в мире раскрывается как напряженная борьба «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12):

Дом в Сергиевом Посаде, в котором после закрытия Смоленской Зосимовой пустыни жили старец Алексий Зосимовский и монах Макарий (Моржов).Одному, да еще совсем юному, страшнее в таком настоящем монастыре. Такое чувство, точно попал маменькин сынок на передовую. Какая там «тихая пристань»?! Тут уж никакого «Дворянского гнезда» или «Былого и дум». Вместо «гнезда» — море, в которое нужно броситься, вместо «дум» или «былого» — живое и трепетное делание настоящего. Здесь может быть только человек-творец, возжелавший внутри себя найти свою нетленную первооснову, здесь «невидимая брань» и воинское дело духовного подвига4.

Из других источников

В житии преподобномученика Макария (Моржова), бывшего на протяжении почти тридцати лет келейником старца Алексия, сохранилось несколько эпизодов, ярко характеризующих последнего:

Старец Алексий был … со всеми утонченно вежливым и деликатным. С отцом Макарием он всегда был так предупредителен, как будто тот только что поступил к нему на послушание, почти ежедневного благодарил его за ничтожные услуги, а прощения у него просил ежедневно…5.

Однажды старец Алексий беседовал со студентом духовной академии. Отец Макарий — келейник старца — только что вычистил самовар, налил его, разжег и сказал: «Я пойду за водой в часовню, а Вы, батюшка, смотрите, чтобы самовар не ушел». Отец Алексий во время разговора со студентом забыл про самовар, тот от сильного кипения залился водой. Отец Макарий, вернувшись, увидел это и с укором произнес: «Батюшка, и это Вы не могли исполнить! Теперь все мои труды насмарку, а я полдня чистил самовар!» Отец Алексий упал в ноги отцу Макарию и стал просить прощения: «Простите меня, отец Макарий, я нехорошо сделал»6.

Другой эпизод:

Отец Макарий, келейник, по своей простоте не старался выводить клопов, которые появлялись в келье. Однажды отец Алексий окликнул его: «Отец Макарий, идите сюда!» Келейник явился… «Возьмите этого клопа, он мне все руки объел». Отец Макарий взял клопа и говорит: «Куда мне его деть?» — «Только не убивай!» Отец Макарий собрался выбросить его в окно, а старец опять за свое: «Как Вы жестоко поступаете! В такой мороз, куда теперь он денется? Преподобный Исаак Сирин говорит, что монаху надо иметь сострадание ко всей твари, начиная с блохи». Отец Макарий возразил: «Ну вот, я и над клопом не имею власти!»7.

Связи

  • Места:
    • Смоленская Зосимова Пустынь;
    • Загорск/Сергиев Посад.
  • Люди:
    • Свщмч. Серафим (Звездинский) — духовный сын старца Алексия;
    • схииг. Фамарь, наст. Серафимо-Знаменского скита — духовная дочь;
    • М.А. Новоселов, о.П. Флоренский, С.Н. Булгаков;
    • Верховцевы, в т.ч. Вера, духовная дочь.

Литература

  1. Верховцева Н. Сергиев Посад: (Страницы воспоминаниний) // Московский журнал. 1992. №10. С. 9.
  2. Протодиакон Сергий Боскин. Старец иеросхимонах Алексий, затворник Смоленской Зосимовой пустыни: Жизнеописание. Машинопись. Сергиев Посад, 1990.
  3. Протоиерей Илья Четвертухин, Четвертухина Е. Иеромонах Алексий, старец Смоленской Зосимовой Пустыни. Б.м.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1995.
  4. Таких рождает вера наша: Избранные жития новых мучеников и исповедников Российских / Сост. А.Г. Воробьева, И.И. Ковалева, И.Г. Менькова. М.: Никея, 2013. С. 198—211.

Примечания:

  1. Фудель С.И. Воспоминания. С. 14–15.
  2. Фудель С.И. Воспоминания. С. 15.
  3. Там же. С. 18.
  4. Там же. С. 18.
  5. Препеодобномученик Макарий (Моржов) / Сост. И.И. Ковалева // Таких рождает вера наша: Избранные жития новых мучеников и исповедников Российских. М.: Никея, 2013. С. 199.
  6. Там же. С. 200.
  7. Там же.