«О внебогослужебном, внешкольном просвещении народа». Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг.

Публикуется по изданию: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. Т. 10 и Т. 11. М., 20001. При публикации использован оцифрованный текст с сайта www.dishupravoslaviem.ru.

Выделения в тексте принадлежат редакции.

Для членов Поместного собора не подлежало сомнению, что каждому члену Православной церкви необходимо пройти хотя бы начальное научение вере. Такое научение мыслилось как общеобязательное, организованное, последовательное, систематическое и целостное: в этом его принципиальное отличие от дореволюционных форм церковного образования. Впервые за много веков речь снова шла о введении в жизнь Церкви для взрослых: с точки зрения участников соборной дискуссии, можно было говорить о возрождении прерванной святоотеческой традиции катехизации (оглашения).
К преподаванию предполагалось привлечь не только клириков, но и помощников из числа благочестивых мирян. Понимая, что не всякий приход окажется в силах самостоятельно осуществлять такую деятельность, члены Собора полагали, что решение этой общецерковной задачи потребует сил братств и церковных союзов.

Протокол сто сорок второй. 28 июля (10 августа) 1918 года

Михаил Федорович Глаголев (1879—1942). Фото из домашнего фотоархива П.В. Кадосова. Источник: www.geni.com<...> 39. Докладчик М.Ф. Глаголев2 оглашает доклад «О внебогослужебном, внешкольном просвещении народа» и дает предварительные объяснения.

«Шедше, научите вся языки» — вот последнее завещание, которое оставил на земле Своим последователям Основоположник нашего спасения и нашей веры. Имея отношение к миссионерству, проповедничеству и церковной дисциплине, эта заповедь Господа Иисуса Христа является знаменем и для религиозно-школьного просвещения народа.

Религиозно-школьное учительство, как озарение ума светом Евангелия, имеет свою самостоятельную задачу в ряду остальных видов церковной деятельности. Священный Собор только недавно сделал постановление протеста на насильственное отобрание у Церкви церковно-приходских школ. Чем дальше, тем очевидней, что государство не даст Церкви средств на развитие этого вида церковной деятельности. Между тем в настоящее время больше, чем когда-либо ясно, что религиозно-народное учительство требует особой заботы о себе. Церковь стоит перед необходимостью не только напрячь все усилия к осуществлению заповеди Христа о просвещении русского народа, но и сделать это в самые ближайшие годы. После государственного потрясения, просвещение масс в России, призванных притом в небывалых доселе размерах к осуществлению всеобщего голосования, должно стать самой главной заботой государственных людей. И уже Временное правительство прошлого состава объявило, что Министерством Народного Просвещения вносится на утверждение законопроект об осуществлении на всем пространстве Российского государства всеобщего и притом обязательного, со штрафом за каждый день непосещения школы, народного обучения в течение ближайших пяти лет. По расчету, сделанному законодателями, вводится такая сеть школ (как ученических, так и учительских), которая даст возможность достигнуть того, что в России через пять лет не будет ни одного неграмотного ребенка. Одновременно разрабатывается законопроект и о всеобщем внешкольном образовании. Предусмотрены меры для осуществления такой же, как школьная, сети вечерних занятий во внерабочее время для взрослых, для открытия вечерних классов, курсов, а также вечерних начальных, средних и даже высших учебных заведений, с сетью библиотек, читален и эпизодических лекций на вопросы момента.

После таких усилий государства, вполне притом отвечающих действительной потребности, сознаваемой всеми сверху донизу, весьма возможно, что в ближайшие же годы благодаря обязательной, как воинская, государственной повинности в России не будет гражданина, не приобщившегося к обучению.

Принимаемые меры со стороны государства заставляют признать, что и Церковью должны быть сосредоточены все средства к тому, чтобы параллельно с гражданским всеобщим просвещением разливалось но земле нашей и воспитательное действие великих начал христианства. Здесь Церковь должна позаботиться о том, чтобы ни один верующий не миновал своим сознанием Божественной истины, чтобы в ее недрах не было ни одного члена, который бы не мог дать вопрошающему ответ о своем уповании, чтобы всякий, получивший в таинстве миропомазания способность к возрастанию духовному, имел возможность совершенствоваться в том познании истины, идеал которой беспределен, как Отец наш Небесный. Пред Священным Собором стоит задача, чтобы ни один верующий не мог бросить упрека, что он лишен был возможности слышать поучение в вере. Для достижения же этого необходимо не только школьное, но и внешкольное обучение вере, так как посещающих школу у нас в России только 4 человека на 100 населения, тогда как в Англии, например, 21 на 100 (статистика проф. X. Озерова).

Внешкольное религиозное научение должно вестись по особо продуманной системе. Должен быть составлен, во-первых, план осуществления всеобщего и обязательного курса при помощи, главным образом, собственных средств Церкви, а во-вторых, план и необязательного, но желательного курса, построенный в расчете на содействие независимых от Церкви, но готовых прийти на помощь ей организаций. Ясно, что одним пастырям своими личными усилиями одолеть гигантскую работу невозможно. Необходимо привлечение всех живых церковных сил к просветительной деятельности. Необходимы организованные группы деятелей, необходимо согласование их работы, чтобы не терялось дорогое время, чтобы все местности равномерно находились под благодатным воздействием Христовой проповеди, необходима забота о просветителях, чтобы не было нужды в них в той или другой местности, необходимо, чтобы не зарывались в землю многочисленные таланты, особенно среди интеллигентной молодежи и женщин, одним словом, чтобы в винограднике Божием работали все деятели, даже пришедшие в единодесятый час в Церковь.

Содержанием религиозно-народного научения во внешкольное время должен быть Иисус Христос Распятый. Эта основа должна быть укреплена изъяснением смысла Богослужения и Таинств. Все это программа того необходимого, которое должно быть дано и потребовано от каждого прихожанина и каждой прихожанки. Дальнейшее должно быть предоставлено свободе частной инициативы вплоть до содействия со стороны Церкви открытию народных церковно-просветительных домов, богословских институтов и академий.

Громадная предстоящая Церкви религиозно-просветительная задача ставит вопрос о необходимости учреждения такой центральной и местной организации управления просвещением, которая смогла бы призвать к деятельности, планомерно направив ее, все народные силы, способные прийти на помощь своим младшим братьям в их стремлении к познанию Христа и Его заповедей. Это управление, получив специальные задания, в видах экономии средств могло бы быть приурочено к существующим церковным организациям: Училищному Совету или Учебному Комитету. Об организации его Отдел обязуется доложить Священному Собору позже.

Прежде чем говорить по существу законопроекта о внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа, я должен отметить, что этот законопроект разработан одним из первых на Соборе. Он обсуждался в Отделе еще в сентябре месяце и был утвержден под выстрелы октябрьской революции. Тогда же и внесен был на Собор, но только теперь поступил для обсуждения в пленарном заседании. Перехожу к законопроекту. Основная мысль законопроекта — установление Собором в Русской Церкви обязательного оглашения всех православных, обязательного научения святой вере. До сих пор в нашей Церкви обязательным условием пребывания членом ее было крещение, но за крещением в младенчестве не следовало обязательного в сознательном возрасте научения крещеного истинам веры. Народные низы так плохо знают молитвы, что дети, наученные родителями молитвам в искаженной форме, долго не могут переучить их. Естественно, если эта неразработанность вопроса в духовной литературе выразилась и в нашем законопроекте.

Мысль о введении для каждого православного научения основным истинам веры явилась лишь на Соборе. Не разбирался этот вопрос и на съездах и собраниях законоучителей. Главная мысль, которую следует разрешить — можно ли ввести в Русской Церкви обязательное оглашение, когда мы не можем пересчитать членов ее, когда у нас нет даже повсюду приходской книги. Можно ли при таком положении говорить об обязательности оглашения? Далее, нужно разрешить, кто должен оглашать, в каких формах будет производиться оглашение. Посильный ответ дает наш законопроект. Что касается лиц, на каких может быть возложено научение, то такими лицами могут быть не только священники, но и миряне, мужчины и женщины. Такова была практика и в первые века христианства. Мы знаем, что в Александрийской Церкви был катехизатором Ориген, не имевший священного сана, в Грузии проповедала о Христе св. Нина, а в России — равноапостольная Ольга.

Некоторым пособием при разрешении настоящего вопроса может быть практика Католической Церкви. Но там только дети не допускаются до св. Причастия до тех пор, пока не сдадут экзамен, а к взрослым не применяется эта мера. Как же обеспечить обязательность оглашения? Может быть, нужно установить также известную норму знаний. Из 18-го Огласительного слова св. Кирилла Иерусалимского мы знаем, например, что от христиан, приступающих к крещению, требовалось знание Символа веры, молитвы Господней и понимания Таинств. Но как добиться того, чтобы у нас все знали этот минимум? Вопросы эти совершенно не разработаны ни наукой, ни практикой церковной жизни. Вторая мысль законопроекта — научение истинам веры в более широких формах, каковые не могут быть для всех обязательны. В целях удовлетворения потребностей верующих, стремящихся к более широкому религиозному образованию и просвещению, Церковь должна изыскать все меры и средства для обеспечения им такового.

Ко всему сказанному должен добавить следующее. На законопроекте отразилось и современное государственное требование обязательного всеобщего обучения. Теперь всякое государство парламентарного строя ставит себе задачей обязательное обучение всех детей. Даже в России эта мысль довольно близка к осуществлению и хорошо разработана. Русская Церковь совершает грех великий, что не оглашает чад своих. Церковь должна стать на новый путь. Но, повторяю, вопрос этот у нас не разработан. Я рылся в наших богословских книгах и оказалось, что об оглашении даются только некоторые сведения в нашем энциклопедическом словаре, да в полемике профессоров Сильченкова и Попова.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, я просил бы отнестись к законопроекту не так требовательно, как к первому. Если Собор найдет нужным возвратить для переработки в Отделе и этот законопроект, то я прошу дать предварительно надлежащие указания, в каком направлении делать изменения и дополнения (д. 145, лл. 58—62).

Статьи доклада

Статьи доклада излагаются по материалам Деяния № 143 от 31 июля (13 августа) 1918 г.3

Статья 1. Народно-просветительскую миссию Церковь осуществляет, кроме церковного и школьного учительства, чрез внебогослужебное и внешкольное преподавание христианской истины.

Статья 2. Целью внебогослужебной, внешкольной народно-просветительской миссии должно быть сообщение детям и взрослым и укрепление в них4 основных начал христианской веры и жизни.

Статья 3. Задачею Церкви в осуществлении намеченной в параграфе втором цели является обязательное научение всех верующих, детей и взрослых, основным истинам христианской веры и жизни в объеме, определяемом высшей церковной властью.
Примечение: В целях удовлетворения потребностей верующих, стремящихся к более широкому религиозному образованию и просвещению, Церковь ставит себе задачей изыскивать все меры и средства для обеспечения им такового.

Статья 4. Основной церковной организацией, осуществляющей задачи внебогослужебного, внешкольного просвещения народа, является православный приход, действующий под руководством пастыря как самостоятельно, так и при посредстве независимых от него, помогающих ему организаций.

Статья 5. В пределах прихода устраиваются правильные занатия с детьми и взрослыми по определенной программе5.

Статья 6. Помещением для занятий может быть св. храм, а также школа или другое какое-либо подходящее место.

Статья 7 (возвращена в Отдел для разработки). Прихожане, не имеющие начальных знаний в Законе Божием, обязываются к прослушиванию внешкольного курса по очереди, определяемой в самом приходе.

Статья 8. Занятия с детьми и взрослыми ведутся или священно-церковнослужителями или же поручаются священником и Приходским Советом другим лицам.

Статья 9. Кроме обязательных занятий в приходе устанавливаются, по возможности, и другие занятия, способствующие достижению более высокой степени религиозного просвещения народа, а также создаются соответствующие этой цели учреждения и организации.

Статья 10. Кроме прихода внебогослужебное, внешкольное религиозное просвещение народа приурочивается к другим высшим, административно-церковным центрам, где оно осуществляется так же, как и в приходе — или самостоятельно, или же при посредстве независимых от них, помогающих им организаций при высшем руководстве епархиального архипастыря.

Статья 11. Помогающими внебогослужебному и внешкольному религиозному просвещению организациями могут признаваться как существующие, уже оказавшие ему услуги — братства, попечительства, общества (религиозно-нравственного просвещения, религиозно-философские, трезвости и др.), союзы (законоучителей, родительские, педагогов и др.), кружки ревнителей православия, христианские содружества, так и иные могущие образоваться организации.

Статья 12. Церковные и содействующие им организации:

  1. а) устраивают систематические курсы и лекции, вечерние и воскресные классы, чтения с туманными и кинематографическими картинами, читальни, библиотеки, музеи, школы;
  2. б) открывают средне-учебные заведения, богословские, церковно-археологические и другие институты и академии, библейские и церковно-исторические кабинеты;
  3. в) организуют церковно-народные дома, курсы для лекторов и деятелей религиозного воспитания, союзы книгонош, церковно-певческие, союзы учащихся молодых христиан, женщин-христианок, братьев и сестер милосердия, союзы христианской помощи;
  4. г) устраивают паломничества, экскурсии, общественные собрания;
  5. д) издают сборники церковных служб и песнопений, жития святых, а также журналы, особенно для юношества и детей, газеты, листки и брошюры для распространения и раздачи; живописные, скульптурные, музыкальные, кинематографические ленты и световые картины;
  6. е) вообще пользуются всеми средствами для достижения цели народного религиозного внешкольного просвещения.

Примечание6: Ленты кинематографические, употребляемые как пособие при преподавании Закона Божия, подлежат обязательной цензуре, установленной высшей церковной властью.

Статья 13. Средствами для предприятий7 по религиозному просвещению народа служат, главным образом, местные специальные сборы с приходов и организаций; затем самообложение, доходы с предприятий, пожертвования, а также общецерковные ассигнования и вспомоществования из средств государственных, местного самоуправления и других источников.

Статьи 14—18 описывают работу Центрального церковного управления внебогослужебным, внешкольным религиозным просвещением народа. Рассмотрение статей было отложено. Они были переданы для разработки в комиссию, занимающуюся разработкой Положения о центральном органе, ведающем делом религиозного просвещения.

Дальнейшая судьба постановления о внешкольном религиозном просвещении народа

20 августа (2 сентября) 1918 г. (Деяние 154)8 предполагался доклад Редакционного Отдела для окончательного изложения соборного предначертания о внебогослужебном и внешкольном религиозном просвещении народа, однако в своем докладе проф. В.А. Керенский сообщил, что это сделать невозможно, поскольку ряд пунктов этого постановления еще не был рассмотрен Собором, а они находятся в связи с остальными: так, Статья 7 была передана в отдел для разработки, к Статье 3 было поручено провести дополнительную работу.

К моменту окончания Собора 7 (20) сентября 1918 г. к убиенному в начале года митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) присоединяется еще 96 известных членов Церкви, в том числе и некоторое члены самого Поместного Собора. Последние заседания его полны скорби и в значительной мере посвящены реакции на текущие страшные события. Планируемой последующей четвертой сессии Собора не состоялось. В связи с этим доклад «О внешкольном религиозном просвещении народа» был внесен Отделом, но не был рассмотрен Собором9. Относительно таких докладов Собором было определено следующее: «Все доклады, которые останутся нерассмотренными Собором, препроводить на разрешение Высшего Церковного Управления, а сему Управлению предоставить, по бывшим примерам, право вводить выработанные Отделами предначертания в жизнь по мере надобности полностью или в частях, повсеместно или в некоторых епархиях»10.

Таким образом фактически принятый проект решения Собора не был включен в состав определений и постановлений Поместного Собора. Однако в нем определенно выразился голос Церкви: у членов собора необходимость в систематическом научении вере для всех ее членов, в том числе взрослых, не вызывала сомнений.

Примечания:

  1. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т. 10. М., 2000. С. 104—107. [URL]
  2. Михаил Феодорович Глаголев (1879—1942), Делопроизводитель Страхового отдела Духовного Ведомства, законоучитель Коммерческого училища и городских школ в Петрограде, присутствует на Соборе по избранию как мирянин от Петроградской епархии, 38 лет, кандидат богословия. Источник: [URL].
  3. Там же, С. 108—122
  4. В печатном тексте стоит «во имя», вероятно опечатка — Ред.
  5. В предложении Отдела этот пункт оканчивался словами: «завершаемой обязательно в течение года», однако в ходе обсуждения было принято эти слова исключить. Причины того были связаны с опасениями, что вопрос о том, как именно совершать научение, не разработан, и нельзя устанавливать строгих рамок. Однако данное окончание имеет и другой принципиальный смысл: что данные занятия должны иметь фиксированное окончание. Конечно, это не предполагает прекращения вообще усилий по просвещению, которые могут и должны продолжаться в течение всей жизни человека. Такое понимание описываемого процесса еще ближе связывает его с процессом оглашения (катехизации)
  6. Добавлено в ходе обсуждения на Соборе.
  7. Член собора Р.Е. Сапин. по поводу этого слова сказал: «Я хотел бы, чтобы в церковном обиходе, и в особенности в деле религиозного просвещения, не было и намека на капитализм. Между тем, в статье 13 упоминается слово “предприятие”. Можно подумать, что Церковь в делах религиозного просвещения преследует капиталистические цели. Поэтому предлагаю слово “предприятие” исключить». Это предложение было направлено в Редакционный Отдел.
  8. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. Т. 11. М., 2000. С. 40. [URL]
  9. Там же. С. 218
  10. Там же. С. 219