Митрополит Иоанн (Вендланд). Памяти друга и учителя. 1965 г.

Воспоминания о митрополите Гурии (Егорове).
Источник: Журнал Московской Патриархии. 1965, №9. С. 20—21.

Гурий (Егоров), митр. Симферопольский и Крымский. Начало 60-х гг. ХХ в.12 июля 1965 года в день памяти свв. Апостолов Петра и Павла Господь призвал к Себе митрополита Симферопольского и Крымского Гурия. Пишущий эти строки духовный сын почившего Владыки был знаком с ним с 1927 года и прожил вместе с ним под одной кровлей с 1933 по 1953 год, поддерживая до самого последнего времени личное общение и переписку с своим духовным отцом.

Митрополит Гурий (в миру Вячеслав Михайлович Егоров), родившийся в день памяти свв. бессребреников Космы и Дамиана 1 (13) июля 1891 г. в одном из маленьких городков (Опеченский Посад) Новгородской губернии, рано потерял родителей и воспитывался вместе с тремя братьями и сестрой у своего дяди в Петербурге. Уже в молодых годах, когда Вячеслав Егоров еще учился в средней школе (в коммерческом училище в Петербурге), у него созрело определенное и твердое желание стать монахом. Некоторые духовные авторитеты того времени (один из старцев1, а также протоиерей Георгий Косов) одобрили его решение. Митрополит Японский Сергий (Тихомиров), которому молодой Вячеслав прислуживал как иподиакон, из Японии прислал ему, к тому времени уже студенту Петроградской духовной академии, свое благословение на монашество. Вячеслав Егоров принял в академии 4 декабря 1915 года монашеский постриг с именем Гурий, в честь первого святого епископа Казанского, а затем 5 и 6 декабря был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха2.

В монашестве о. Гурий искал, прежде всего, молитвенного общения с Богом через Иисусову молитву и правильное, уставное совершение богослужения. Он не был противником некоторого сокращения службы, приспособительно к силам и занятости богомольцев, но всегда стремился к тому, чтобы богослужение сохраняло свою структуру и вселяло в души молящихся смысл и красоту своего содержания. Поэтому он всегда сам выбирал и размечал по строчкам стихиры и требовал, чтобы они пелись на глас; в канонах он заранее, перед богослужением, выбирал наиболее понятные и значительные по смыслу тропари. Владыка требовал от священников, чтобы даже известные всем почти наизусть Евангелия воскресных всенощных прочитывались про себя прежде, чем их читать вслух. Я могу засвидетельствовать, что такая подготовка всегда приносила добрый плод, как для собственной души, так и для слушателей. Когда я жил под одной кровлей с Владыкой Гурием, мы всегда по вечерам совершали вечерню с повечерием (или всенощную), а утром утреню (или литургию)3. Знакомство с гласами, Уставом, Знаменным распевом и квадратными нотами я имею от него.

С большим благоговением относился Владыка Гурий к Священному Писанию. Помню, еще очень молодым (мне было всего 18 лет), я спросил о. Гурия, как лучше читать Евангелие. Он посоветовал мне завести тетрадку, согнуть ее вдоль пополам и, читая Евангелие, на одну половину записывать появляющиеся у меня вопросы, но не сразу пытаться ответить на них. Ответ, говорил он, придет сам впоследствии из другого места Евангелия, и тогда его надо записать на другую половину тетрадки, против вопроса. Я стал так делать и получил великую пользу.

Однако не только любовь к богатствам православной гимнологии, красоте служб, не только ежедневная молитва и не одно чтение слова Божия составляли главное в жизни покойного Владыки. Самым главным, центром его духовной жизни было Божественное таинство Евхаристии. Все остальное — богословие, молитва, служение, покаяние, исповедь — подчинялось этому таинству, рассматривалось как подготовка к Божественной литургии.

Одним из следствий такого отношения к великому таинству было то, что Владыка Гурий был крайне осмотрителен в отношении того, с кем можно поддерживать евхаристическое общение и с кем нельзя. Нарушение церковности было для него поводом к тому, чтобы не вступать с нарушителем в литургическую близость. Между тем в истории нашей Церкви 20-х и 30-х годов таких нарушений было множество. Расколы обновленчества, «живой Церкви», иосифлянства, григорианства и другие раздирали тело Церкви. Владыке Гурию в бытность его архимандритом пришлось испытать много трудностей, высоко поддерживая знамя церковности и следуя той линии, которая была указана Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием. Когда же корабль Русской Православной Церкви вышел благополучно из волнующей бури расколов в спокойное море единства, Владыка Гурий с радостью принимал обратно в лоно Матери-Церкви кающихся раскольников.

Строгость канонических взглядов Владыки Гурия нашла свое выражение в докладе об англиканском священстве, представленном им Совещанию глав и представителей Православных Автокефальных Церквей, собравшемуся в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви4.

Владыка Гурий высоко ценил богословские труды Святейшего патриарха Сергия. Очень живое изложение учения патриарха Сергия о спасении, сделанное митрополитом Гурием, мы находим в книге «Патриарх Сергий и его духовное наследство», а также, через несколько лет после издания этой книги, в одном из номеров «Журнала Московской Патриархии».

Из аскетических трудов древних отцов Владыка более всего любил «Лествицу» преп. Иоанна Лествичника, творения Симеона Нового Богослова, преп. Ефрема Сирина, Свят. Иоанна Златоуста и «Лавсаик». Но особенно нужным находил он для нас, современных православных людей, учение преп. аввы Дорофея о послушании. В послушании с верой Владыка Гурий находил наилучшее средство спасения.

Своим пастырским словом Владыка Гурий воцерковлял, приобщал людей к богатству Православия.

Пишущий эти строки является одним из тех лиц, которые испытали на себе многолетнее благотворное влияние почившего Владыки.

Я отдаю ему свое сыновнее благоговение и возношу о нем свои молитвы.

Да утешит его Бог Своим светом присносущным в Царствии Небесном.

Иоанн, Митрополит Нью-Йоркский и Алеутский,
Патриарший Экзарх,
в Северной и Южной Америке

Нью-Йорк‚ 13 июля 1965 года

Примечания:

  1. Имеется ввиду оптинский старец, прп. Анатолий (Потапов) — Ред.
  2. Даты приведены по старому стилю.
  3. Митр. Иоанн говорит тут прикровенно о том периоде, когда будущий вл. Гурий жил вместе с общиной духовных детей в Ташкенте и пригороде Ферганы в 1933—1943 гг., фактически скрываясь от властей. Литургию община служила тайно, на дому, по благословению тогдашнего архиерея Арсения (Стадницкого). Описать эти события более прямо в выпуске Журнала Московской Патриархии было совершенно невозможно — так, в некрологе, предшествующем этой статье, полностью опущено все, что касается крестного пути о. Гурия в 1928—1943 гг. — Ред.
  4. В этом докладе еп. Гурий подробно рассматривает вопрос о признании благодатности англиканского священства (а значит, возможности принятия англикан «в сущем сане», без хиротонии) и обращает внимание на неправославный характер 25 статьи из вероучительного документа англиканской церкви «39 статей», который называет священство в числе «обрядов» (в отличие от таинств крещения и евхаристии), которые «возникли как в результате искажения апостольской веры, так и в силу обычных жизненных обстоятельств, дозволенных Писаниями». В то же время, еп. Гурий занимает взвешенную позицию. Он заключает: «Англиканское учение о таинстве священства, поскольку оно выражено в официальном исповедании веры — “39 членах”, носит протестантский характер, что должно бы нас заставить признать англиканское священство безблагодатным. Но наличие в других достаточно авторитетных изложениях веры (Гомилии, чин посвящения в “Книге общественных молитв” и др.) чисто православного понимания таинства священства приводит нас к заключению, что учение о таинстве священства изложено в англиканских памятниках веры без точной формулировки, неопределенно, вплоть до взаимопротиворечивых мнений. Это разнообразие мнений может быть фактором, смягчающим наше суждение о действительности англиканских хиротоний. Только Собор, полномочный Православный Собор может сказать решающее слово об англиканских хиротониях. – Ред.