О Культурном центре Павла Флоренского в Сергиевом Посаде

Свящ. Павел Флоренский. 1910-е годыСергей Иосифович Фудель писал об отце Павле Флоренском: «начало понимания Флоренского для многих может сделаться началом познания Церкви», и он же отмечал, что «современный» человек совершенно недостаточно подготовлен для преодоления «колючей проволоки научной терминологии», которой окружены книги отца Павла. Думается, что оба высказывания справедливы — в том числе и потому, что вопросы, которые ставил и разрешал отец Павел, по самой своей природе интересные лишь немногим читателям, подводят к миру Церкви.

Памятник пострадавшим в годы гонений и репрессий. Сергиев Посад. 2018Одна из главных тем в творчестве отца Павла — вхождение в церковное Предание. Однако войти в опыт Церкви невозможно «по книгам, нисколько не соприкасаясь с жизнью, — в кабинете своем»1, и одна из главных трудностей для современного читателя — именно в том, что связь с предыдущими поколениями носителей подлинно-церковного опыта оказалась потеряна. Поэтому не случайно, что наше посещение культурного центра отца Павла Флоренского в Сергиевом посаде началось у мемориального креста в память о пострадавших в годы гонений и репрессий. Он установлен Фондом науки и православной культуры священника Павла Флоренского на небольшой площади рядом с домом, где сегодня расположен музей. Там мы познакомились с нашим экскурсоводом, художником Марией Тихоновой.

Музейная экспозиция расположена в небольшом доме, который находится по соседству с домом, где жила семья Флоренских (бывшая Дворянская улица, а ныне Пионерская). У этих домов и сегодня общий сад, и можно предположить, что в этом саду мог гулять сам о. Павел и его семья.

Культурный центр свящ. Павла Флоренского. Экспозиция первого этажа.На первом этаже музея представлены различные фотографии семьи и друзей, по которым можно проследить путь о. Павла от самых ранних дней до последнего лагерного периода. Он был связан с ведущими учеными, художниками, поэтами и с такими выдающимися людьми Церкви, как святой праведный Алексий Мечёв, преподобный Алексий Зосимовский, был членом Кружка ищущих духовного просвещения и Братства Святителей Московских. Как член Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, куда входили также С. Н. Дурылин, С. П. Мансуров (впоследствии священник) и М. В. Шик (впоследствии священник), отец Павел много сделал для сохранения Лавры и ее святынь. В частности, вместе с графом Ю. А. Олсуфьевым он укрыл главу преподобного Сергия в расположенном неподалеку доме Олсуфьева2.

Культурный центр свящ. Павла ФлоренскогоОбращает на себя внимание небольшая коллекция минералов, принадлежащая о. Павлу, его личные вещи, свидетельствующие о широте и разнообразии интересов. Отличительная черта его работ — умение соединить вопросы научные, философские и эстетические с проблемами мировоззрения. Как математик и естествоиспытатель отец Павел внимательно вглядывался в устройство бытия, в структуры, лежащие в его основе. Но не менее пристально он рассматривал структуры, лежащие в основе человеческого мышления, спрашивая, в частности, какие требования человек может предъявить к истине. Флоренский, анализируя процесс познания и механизмы логики, приходит к убеждению, что само стремление человека к реальному, убедительному знанию, содержит в себе неразрешимое противоречие. «В поисках достоверности, — пишет он, — мы натолкнулись на такое сочетание терминов, которое для рассудка не имеет и не может иметь смысла»3. Основы человеческой мысли, например, умение установить тождество предмета самому себе, несут в себе мучительную «антиномию». Получается, что если Истина есть, то она должна отвечать немыслимому набору взаимоисключающих требований. Так с помощью математических терминов отец Павел описывает томление человека ищущего.

На том же языке математики он переходит к свидетельству о Боге-Троице и Церкви Христовой. Тому, кто ищет истину, нужна достоверность опыта; и Флоренский подтверждает, что в Церкви он встретил «непосредственный опыт» соприкосновения с ней.
Если Декарт в ходе «радикального сомнения» приходит к утверждению “cogito, ergo sum”, т. е. «раз я сомневаясь, стремлюсь знать, следовательно, существую хотя бы я, познающий», то для Флоренского постижение Истины мыслимо только как общение, выход за пределы замкнутого в себе «я»:

Только любовь «самодоказательна», и при этом не только для сердца, но и для ума, только она убеждает, творит жизнь и созидает правду. Любовь внутри Существа представляется нами как отношение Трех внутри этого Единого. Автор философски подводит нас к пониманию христианского догмата Троичности в Единстве как догмата любви, а тем самым как единственной достоверности (С.И. Фудель. Начало познания Церкви: Об отце Павле Флоренском)4.

На втором этаже выставлены рисунки и портреты Флоренского, в том числе таких известных авторов как В. А. Фаворский. Отца Павла много рисовали, и некоторые работы были им особенно любимы. Сверху открывается красивый вид на сад, в глубине которого, в небольшом садовом домике, устроена инсталляция землянки. По замыслу авторов в подобной землянке мог бы жить узник Соловецкого лагеря особого назначения в 30-е годы.

Культурный центр свящ. Павла Флоренского. Самодельная модель Троице-Сергиевой лавры из семьи ФлоренскихВ целом, экспозиция небольшая, но собранная с большой любовью и интересом к личности этого необыкновенного человека. В оформлении передана удивительная хрупкость и в то же время космическая глубина, открывающаяся в духе человека, просвещенного и преображенного светом Божественной веры. Организаторы музея ставят перед собой замечательную цель — привлекать молодежь и заинтересованных людей к общению через помощь в дальнейшем развитии музея.

Наша беседа и общение закончилось в замечательном саду. Хочется поблагодарить общину людей, создавших этот музей и поддерживающих память о.Павла Флоренского, и пожелать им успешного продолжения этой работы и присоединения к ним новых единомышленников.

Примечания:

  1. Флоренский П. свящ. Столп и утверждение Истины. Т. 1. М., 1914. С. 8.
  2. Игумен Андроник (Трубачев). Жизненный путь священника Павла Флоренского: к 135-летию со дня рождения. [URL]
  3. Цит. по: Фудель С. И. Начало познания Церкви // Собр. соч. Т. III. С. 302.
  4. Собр. соч. Т. 3. С. 302.