Форум

Вы должны войти в систему для того, чтобы создавать сообщения и темы.

О послушании жены мужу, детей отцу и рабов господину

Дорогие соборяне,

у меня возник один вопрос относительно посланий св. апостола Павла, их контекста и понимания в церковной традиции. Мне часто приходилось наблюдать однотипные ситуации: церковный человек сталкивается с «коллизией», когда обстановка на работе, муж или родители толкают его в одну сторону, а внутренний голос и духовный совет — в другую.

Довольно часто в этих случаях звучит ссылка, например, на послание к Ефесянам:

Жёны да подчиняются своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, Он Спаситель тела. <…> Дети, повинуйтесь в Господе родителям вашим, ибо это справедливо. <…> И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом в простоте сердца вашего, как Христу, не с показной услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как людям, зная, что каждый, если что сотворит доброе, то и получит обратно от Господа, будь то раб, будь то свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, отложив угрозы, зная, что и у вас есть Господин на небесах и нет у Него лицеприятия (Еф. 5:22-23, 6:1-9).

Из этого делается вывод, что подчинение мужу (если речь идет о жене) и родителям (последнее реже звучит) — однозначно спасительно. Обычно оговариваются, что «Бога надлежит слушать более, нежели человеков», но ведь нынче никто не требует принесения жертвы идолам.

Однако я, признаться, запутался. Апостол Павел прямо пишет о случаях, когда один супруг — христианин, а другой — язычник (например, 1 Кор. 7:15 «Если же неверующий хочет разлучаться, пусть разлучается; не связан брат или сестра при таких обстоятельствах»).  Значит ли это, что, когда он пишет «Жёны да подчиняются своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены», он распространяет это на неверующих мужей? Так ли это понимали первохристиане? Как они, в таком случае, строили свою жизнь?

Возьму контрпример — мучениц Перпетуи и Фелицитаты (+203). Перпетуя была вдовой, т.е. была снова под властью отца, но при этом (зная, что христиане под запретом) нашла в Карфагене христианскую общину, прошла оглашение (продолжительное наставление в вере) и готовилась к принятию крещения. Разумеется, она отца не спрашивала о согласии. Т.е. она строила жизнь по-своему, связала себя с посторонними людьми (христианской общиной), да еще и скрывала это от отца. На него, в конечном счете, лег позор, побои и т.д.

Что же получается? Апостол написал сказанное выше «по человечеству»? Или написанное здесь неправильно понимается сегодня?

Array

Дополню сам себя.

Священномученик Игнатий Антиохийский (Игнатий Богоносец) требует, чтобы христианин не вступал в брак без согласия своего епископа:

«… те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» (Послание к Поликарпу, V).

Вот вполне представимая ситуация в Древнем мире: отец-язычник захотел женить сына-христианина (выдать замуж дочь-христианку), или господин-язычник решил»подженить» своего раба-христианина на одной из служанок. Кого слушаться христианину в такой ситуации? Епископа или отца? Может ли раб не послушаться господина в такой ситуации? А если тот начнет чудить, и «жену» одного раба передаст другому? Неужели у Ефесян (и, судя по параллельным местам, у Колоссян) не возникало такого раздвоения?

Array

Я понимаю это противоречие так, что в жизни человека есть моменты экстремальные и моменты «обычной» жизни. Христианство — оно не о том, чтобы постоянно бунтовать и противоречить устроенной в обществе системе властных отношений (пусть и несовершенных или недолжных). Но есть вещи, которыми христианин не может поступиться ни за что и никогда, хотя для внешних это может казаться сущей ерундой, и они могут не понимать, почему именно в этом должно проявляться христианское исповедание. Я не раз слышала упрек от неверующих людей, что вот, мол, христиане не боролись с системой рабства, или с авторитарным режимом правления кесарей/королей/царей; кстати, тот же Игнатий Богоносец пишет (Послание к Поликарпу, гл. 3):

«Рабов и рабынь не презирай, но и они пусть не надмеваются; напротив, пусть во славу Божию еще более поработят себя, чтобы получить им от Бога лучшую свободу. Пусть не домогаются получить свободу на общий счет, чтобы не сделаться им рабами страсти».

Согласно существующему общественному устройству, некоторые люди имеют власть над другими. В древнем мире — муж по отношению к жене, или отец по отношению к незамужней дочери, или господин по отношению к рабу… В нашей нынешней ситуации, соответственно, это устроено иначе: родители НЕ имеют власти над взрослыми детьми, и вообще говоря спорно, что муж, согласно общественной норме, имеет власть над женой; но имеет ее начальник к подчиненному, представитель гражданской власти — к гражданину, родители — к малолетним детям и т.п. Если некто, имеющий такую власть, проявляет эту власть в обычной ситуации (мама просит сына помыть тарелку; муж просит жену приготовить ужин; полицейский вызывает гражданина в полицию), то христианин по совести подчиняется, а если делать ему этого не хочется, то еще и смиряет свою гордость (а не говорит: я христианин и свободный, что хочу, то и ворочу). Но если мама просит сына помыть тарелку именно утром в воскресенье, когда начинается литургия, а полицейский, вызвав гражданина в полицию, просит его рассказать подробно, кто и когда собирался у него на квартире для бесед, подпадающих под закон о нелегальном миссионерстве — это экстремальная ситуация, и христианину нужно, рассудив о том, что ситуация поменялась от ситуации бытовой к ситуации исповедания, и действовать соответственно, т.е. как писалось выше, «Бога надлежит слушать более, нежели человеков».

Апостол Павел суммирует это так:
«Ибо вы к свободе призваны, братья. Только не делайте свободу поводом для плоти, но любовью служите друг другу» (Гал 5:13)

Array