Форум

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Протоиерей Иосиф Фудель

Страница 1 из 2Следующая

По следам статьи об отце Иосифе как горячем стороннике братского движения: мне кажется, здесь становится видна очень важная закономерность. Н. А. Заозерский описывает Церковь через отношения найма (широкая «налоговая база» позволяет оплачивать труд наемных «специалистов», например, учителей), и это потому, что он исходит из того, что церковная жизнь для большинства людей является одной из потребностей. Это, несомненно, разумно. Но отец Иосиф пишет о стремлении к святости как цели церковной жизни. Он предполагает, что человек все-таки считает Церковь главным в своей жизни. А следовательно, другой тип отношений — братский. Но именно в силу этого такие братства «ревнителей» не могут быть массовым и общедоступным явлением.

Хочу поделиться еще одной ссылкой:

Дурылин С. Н. Отец Иосиф Фудель (мои памятки и думы о нем и о том, что было ему близко)

 

Появилась страница, посвященная протоиерею Иосифу Фуделю: http://fudel.ru/personalia/fudel-iosif-ivanovich/

Сергей Иосифович говорит о духовном пути своего отца, в том числе, и о его внутреннем кризисе в последние годы Российской империи, как о ярком примере завершавшейся в те годы духовной эпохи. Черты, отличавшие отца Иосифа — «оптинский» дух, знание подлинной православной традиции, уважение к свободе внутреннего мира других людей — делали неизбежным конфликт между ним и окружающей средой, в том числе «православной». Сталкиваясь с «темным двойником Церкви», отец Иосиф до конца жизни не переставал трудиться, созидая вокруг себя церковную жизнь…

Уважаемые коллеги, спасибо большое за статью!

Скажите, пожалуйста: я помню, что члены кружка «ищущих духовного просвещения», включая М. А. Новоселова, сформировали и братство во имя святителей Московских. Кажется, в статье оно не упоминается… Был ли протоиерей Иосиф членом этого братства? Чем оно жило?

В статье, посвященной мч. Михаилу Новоселову, я нашла ссылку на статью об этом братстве. Насколько я поняла, будущий председатель братства Ф.Д. Самарин (кстати, его брат Александр был в 1915 г. несколько месяцев обер-прокурором в Синоде) активно участвовал в работе предсоборного присутствия, и, когда Собор не был созван в 1906 г., не оставил мыслей о подготовке его. Как и для всех славянофилов, для него и всего «Кружка ищущих христианского просвещения» ключевым было понятие «соборности» и поиска восстановления и выражения ее, и проблемы в собрании Поместного собора они видели не столько внешние (желание или нежелание царя, Синода и т.п.), сколько связанные с внутренним состоянием Церкви. В статье указывается, что братство не было привязано ни к какому конкретному приходу, и ставило цель, отличную от цели обычных приходских братств, обеспечивающих те или иные нужды прихода и являвшихся фактически формальными образованиями:

Братство сразу заявило иную цель своей деятельности — укрепление христианской веры и жизни на началах соборности, которая проявляется в живом церковном общении, и в этом видело свое служение нуждам православной церкви. Средствами для осуществления этой цели предполагались: более широкое участие мирян в богослужении, церковная благотворительность, активность клириков и мирян для содействия епархиальной власти и духовное просвещение.

Ср. п. 11 главы XVI нашего нынешнего Устава Русской Православной Церкви:

11. Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации.

Вообще, статья кажется очень интересной, правда я пока не дочитала ее внимательно до конца.

Читая переписку на этой ветки, у меня возник  вопрос. Согласно нынешнего Устава Русской Православной Церкви, цели братств и сестричеств как-то очень ограничиваются.  Кто знает хорошо новый устав, возможно ли, хотя бы теоретически, создание официального объединения в братство с общецерковной целью, задачей (служением), а не только для организации жизни прихода? Другой, альтернативной возможности точно вроде нет?

Цитата: Даниил от 19.09.2017, 01:24

Был ли протоиерей Иосиф членом этого братства?

Судя по этой статье, он был не просто членом братства, но одним из учредителей и тем самым — пожизненным членом; входил в первый совет братства (он избирался сроком на 3 года). Это важная информация, было бы хорошо ее осветить в статье об о. Иосифе.

Цитата: Дарья от 19.09.2017, 19:35

… он был не просто членом братства, но одним из учредителей и тем самым — пожизненным членом; входил в первый совет братства (он избирался сроком на 3 года). Это важная информация, было бы хорошо ее осветить в статье об о. Иосифе.

Дарья, спасибо Вам большое! Постараемся выполнить Ваше пожелание в обозримом будущем.

Обновление: в статью добавлен раздел о братстве во имя святителей Московских, одним из членов-основателей которого был прот. Иосиф.

в статью добавлен раздел о братстве во имя святителей Московских, одним из членов-основателей которого был прот. Иосиф.

Спасибо большое!

Цитата: Руслан от 19.09.2017, 17:09

Читая переписку на этой ветки, у меня возник  вопрос. Согласно нынешнего Устава Русской Православной Церкви, цели братств и сестричеств как-то очень ограничиваются.  Кто знает хорошо новый устав, возможно ли, хотя бы теоретически, создание официального объединения в братство с общецерковной целью, задачей (служением), а не только для организации жизни прихода? Другой, альтернативной возможности точно вроде нет?

Мне пока приходит в голову только московское Братство во Имя Всемилостивого Спаса. Его задача, наверное, может считаться общецерковной (в частности, Свято-Тихоновский институт).
Но, во-первых, братство было создано в 1990-е годы, но волне братского движения в России. Насколько мне известно, это братство продолжает существовать как юридическое лицо и имеет солидные финансовые активы, но братская жизни в собственном смысле слова вряд ли сохранилась.

В нынешней редакции Устава братствам и сестричествам посвящены пп. 11-17 главы XVI:

Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию (Устав РПЦ, XVI, п. 11).

В реальности я видел одно такое приходское сестричество; его задача была — готовить обеды на большие праздники. Надо сказать, что посуду мыли уже не участницы сестричества, а приходская молодежь.

 

И что же теперь делать мирянину? Становиться клириком, либо в монастырь, но на это мало кто призвание получает. « Монастырь в миру» требует высокого церковного сознанию и целостной жизни, к этому надо подойти , где это делать. В приходе, мне кажется, это трудно осуществимо по принципиальным вещам, хотя община при приходе наверно возможна достаточна целостная, но это начало пути, дальше то куда.  Другие конфессии дают такую возможность и многие этим соблазняются. Может поэтому, протестанты так популярны у нас. С этим надо что-то делать, в том смысле, что потребность жизненная  должна рождать форму изнутри, а не сверху, т.е из глубины жизни Церкви, но для этого должна быть подлинная Жизнь, а это задача каждого христианина. Тогда получается, что отсутствие такого в уставе из-за нас.

Руслан, я, кажется, не до конца понял твою мысль. Ты пишешь о приходе, потом об общине, а еще о монастыре в миру и говоришь, что хочется большего. Чего именно? И в каком смысле община — «начало пути»? Сейчас, насколько я вижу, очень часто отождествляют приход и общину (например). Отец Владимир Воробьев, например, их на первый взгляд различает:

А мы говорим — есть приход, а есть Евхаристическая (или духовная) община, которая является «ядром прихода» (Источник).

Страница 1 из 2Следующая