Форум

Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Церковная жизнь и статистика

Совет, как я понял, не может избирать делегатов на Поместный собор, только собрание, а с ним, как я привел выше, еще хуже, чем с советом. В нем мирян с голосом быть не может.

По уставу 2016 года братство — это, по сути, «кружок»

Кружок, наверно самое точное название.

Еще немного статистики:

В ходе проведенного всероссийского исследования православным респондентам был задан вопрос, относящийся к православному пониманию догмата о Святой Троице.

Какое из утверждений Вы считаете правильным: «Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына» или «Святой Дух исходит только от Отца»?

  1. От Отца и от Сына
  2. Только от Отца
  3. Ни одно из этих утверждений
  4. Затрудняюсь ответить

Православные респонденты ответили следующим образом:

  1. «Дух исходит и от Отца, и от Сына» — 69%
  2. «Дух исходит только от Отца» — 10%
  3. «Ни то, ни другое» — 3%
  4. «Затрудняюсь ответить» — 18%

Не знаю что тут ещё сказать, вот оно православие. Не могу не реагировать, но реагировать как не знаю. Вера есть не плод рассудка. Догмат  о Троице есть суть православия, если нет откровения о Ней нет и православия.

 

 

Еще немного статистики из альманаха «Лодка» (2017, №2) под редакцией Игоря Павловича Рязанцева, декана Факультета социальных наук ПСТГУ.

Данные за 2011 год, опрос всероссийский, репрезентативная выборка 1600 человек.

Из них 50% обозначили себя как православных. Таким респондентам задали вопрос:

«Скажите, пожалуйста, участвуете ли Вы в приходской жизни?»

Активно участвует лишь 1% опрошенных православных (0,5% от общего числа).

 

К вопросу о том, как соотносятся 1% активных участников приходской жизни и 14% тех, кто участвует изредка.
Из того же альманаха Лодка (статья И.П. Рязанцева, декана Факультета социальных наук ПСТГУ и М. А. Подлесной, зам. начальника информационно- аналитического центра факультета социальных наук ПСТГУ).

Ядро — состоит «из клириков, работников храма, активных прихожан, участвующих не только в богослужениях и таинствах, но и в деятельности прихода. Как правило, эти люди знают друг друга по именам, общаются и встречаются друг с другом вне храма; в повседневной приходской жизни они не только служат при храме, но и вместе питаются в приходской трапезной, здесь же проводят совместные праздники, дни рождения». В среднем — 10–15 человек.

Полупериферию приходской общины составляют все те, кто регулярно участвует в богослужениях и таинствах, но не участвует в жизни прихода. Такие прихожане, как правило, узнаваемы другими, но их не всегда знают по именам. После службы они не остаются на чай или на беседы с батюшкой. По оценке настоятелей, в зависимости от величины прихода, число прихожан полупериферии варьируется от 30 до 150 человек.

Периферия — это кластерно разнородная группа, которую отличает эпизодическое посещение храма по самым разным причинам, без участия в богослужениях и таинствах, и конечно, без включения в приходскую активность. Они составляют оставшуюся часть прихода; в среднем это 200–300 человек.

От себя добавлю, что широко распространенное выражение «приходская община» (в частности, «общиной» называется приход согласно Уставу Русской Православной Церкви), как мне кажется, является подменой понятий. Мы с женой были активными участниками приходской жизни в четырех разных храмах. Переход из храма в храм был связан с переездами (внутри одного города или из страны в страну). Каждый раз при этом выяснялось, что нас с другими членами приходского «ядра» связывает функция (чтение и пение на клиросе, забота о приходской трапезной или воскресном чае, и т.п.). После переезда связи эти даже не разрывались, а просто исчезали.
Община же предполагает единство по существу и на всю жизнь. Замечательным примером этого является предание о том, что апостолы были собраны Духом на Успение Пресвятой Богородицы: даже находясь в разных местах, они являют собой одно целое и связаны друг с другом.

Там же, в статье про современный приход, очень интересная схема:

Получается, община и приход существуют как бы в разных плоскостях! Напрмер, община может уйти из одного храма в другой, а приход останется.

И, по-моему, очень правильно, что на схеме отношения «работы по найму» выведены вообще за границы общины и приходского собрания.

Спасибо Даня, информация, которая заставляет задуматься.

Участие в таинствах и общей деятельности прихода, казалось бы  должно приводить к осознанию общности вокруг Христа, а  не по принципу функционала. Но на практике получается (по крайне мере, что  мне известно), что если  общины формировались, то они формируются  на харизматическом начале пастыря, лидера.  Мне кажется, это очень важным вопросом. Христос собирает нас всех вместе, но получается, что кто-то из собирающихся обязательно  должен ответить на призыв даром пастыря, а остальные должны быть готовы это увидеть и распознать и принять.  Это всегда связано с личностью этого человека, может быть потенциальной, но все же с личностными качествами, раскрывающимися в Жизни Духа.

Тогда и он не может уже Быть без общины и община без него.

Так ли это всегда или есть какие-то другие примеры?

Я лично знаю по меньшей мере три храма (два за границей, один Московского Патриархата, один РПЦЗ (воссоединившаяся), один — у нас, деревенский) где сначала собрались люди, а потом они уже стали искать храм и пригласили священника.

 

Это интересно, если РПЦЗ что-то далекое, то в Москве увидеть такие общины и узнать о них побольше было бы вдохновляющее.

Из интереса посмотрел подсчеты американцев («Исследовательского центра Пью») из большого отчета 2017 года (материал собирался в 2015-2016 годах). Краткую русскую версию отчета можно посмотреть здесь.

 

Привожу сопоставительную таблицу 1. «Считают себя православными» (красным), «… католиками» (голубым), «… мусульманами (зеленым)», «Не относят себя к конфессии», «Другое» (сюда попали все протестанты).

Интересно, что крещеных в России получилось примерно столько же, сколько православных — 70,5% . Но при этом каждый десятый православный некрещеный, и почти каждый второй неверующий (44%), наоборот, крещеный.

Дальше буду выписывать данные по России (в скобках — максимальное значение по другим православным странам) и — для сравнения, по Сербии и Греции. Данные по Боснии я не учитываю — показатели там выше, чем в странах с православным большинством. Мне кажется, это связано с тем, что большинство в Боснии — мусульманское.

Россия. Православных — 71%, из них ежедневно молятся 18% (в Молдавии — 49%), хотя бы когда-то причащаются 30% (в Молдавии — 74%), как-то соблюдают посты 27% (в Греции — 68%), жертвуют на храм 7% (в Сербии — 56%). Имеют дома иконы 87%, ставят свечи в храмах 79% и носят крестики 72% православных. По последнему показателю нас обогнали только в Грузии (81%). Обращаются к гадалке, гадают сами и пользуются гороскопом 19% православных (это медиана, ниже всего в Грузии — 10%). К целителям обращаются 13%.

Сербия. Православных — 88%, из них ежедневно молятся 27%, хотя бы когда-то причащаются 48%, как-то соблюдают посты 64%, жертвуют на храм 56%. Имеют дома иконы 92%, ставят свечи в храмах 96% и носят крестики 40% православных. Гадают 14%.

Греция. Православных — 90%, из них ежедневно молятся 31%, хотя бы когда-то причащаются 67%, как-то соблюдают посты 68%, жертвуют на храм 22% (церковь в Греции финансируется государством, священник получает зарплату как государственный служащий). Имеют дома иконы 95%, ставят свечи в храмах 97% и носят крестики 67% православных. Гадают 12%.

Читают Св. Писание вне богослужения всего (не только из числа православных) 14% в России, 10% в Сербии, 15% в Греции.

При этом точно уверены в существовании Бога 25% россиян (в Грузии — 73%, в Греции — 59%, в Сербии — 58%), еще 38% «довольно-таки уверены». Но вот в рай и ад верит 53% и 52% опрошенных. В существование души, судьбу и чудеса — 70%, 60% и 50%, соответственно. Откровением Божиим Библию считает 40% россиян, из них 22% требует понимать ее дословно, а 18% допускает толкование.

В России, якобы, 26% креационистов (в Армении — 56%, Греции и Сербии- 29%).

«Моя вера — единственная, ведущая к вечной жизни» и «Есть только одно правильное истолкование положений моей веры»: