Форум

Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Протоиерей Георгий Горбачук. Последний славянофил

Протоиерей Георгий Горбачук. Последний славянофил (http://www.fudel.ru/protoierey-georgiy-gorbachuk-posledniy-slavyanofil/). Доклад на Чтениях памяти С.И. Фуделя во Владимире 7 марта 2007 года

Доклад отца Георгия поднимает ряд принципиальных тем: о традиции русской религиозной философии, об экклезиологии и истории церкви.

Основные тезисы доклада:

1. Мировоззрение С.И. Фуделя сложилось в общем русле славянофильской мысли.  Славянофильство он понимал как «движение яркое, смелое и чистое к возрождению христианства<…> и к преображению всей России на основе христианства».

2. Свои духовные поиски 1910-х годов Сергей Иосифович описывает как «познание Церкви через единый путь русской религиозной мысли».

3. Сергей Иосифович Фудель уделил много внимания теме христианского единства, которая разрабатывалась славянофилами в XIX—ХХ вв.

Никогда межконфессиональные рамки сами по себе не служили ему препятствием к христианскому общения — лишь бы он видел в другом человеке открытое и любящее Христа сердце. И одновременно «не все то православная Церковь, что именуется ею, что всякий нераскаянный грех, особенно прямой грех против любви, отводит меня от нее».

Он, как и Хомяков, считал, что Церковь таинственно связана со всем человеческим родом, хотя «сокровенные свщяи, соединяющие земную Церковь с остальным человечеством, нам не открыты» (I, 204). Это как бы периферия Церкви.

4. Главной темой для С.И.Фуделя является учение о Церкви, «учение Церкви о самой себе». «Церковь — это вочеловечение Бога… плотью — Телом Божиим соделалась Церковь» (II, 291, 290).

5. Природа Церкви евхаристична, «Церковь прежде всего или более всего — это литургия… Агнец заклан в недрах святой Троицы» (II, 290). Церковь потому и свята, «как хранящая в себе святыню Божию — Кровь и Тело Христовы» (II, 223).

6. Главное определение Церкви — святость.

Поэтому «Святость есть та или иная степень воцерковления человека, преображения его тленного существа в храм Божий <…> Святость Церкви зависит и основывается только на святыне Божией, на Его таинствах. Не люди святят Церковь, а Церковь делает людей сопричастниками хранимой в ней святыни <…> Человек в его святости — скиния Божия… Церковь!» (II, 228, 223, 224).

7. Еще одна тема, особенно важная для С.И. Фуделя — тема «зла внутри церковной ограды». «О зле внутри церковной ограды очень надо писать, но писать не как о Церкви, а этого как раз и не делается, в результате чего в истории Церкви можно заблудиться и не найти ее».

«Некоторые молодые, из недавно пришедших в Церковь, бездумно и доверчиво принимают все, что в ней есть, а потом, получивши удар от церковного двойника, огорчаются смертельно, вплоть до возврата в безбожие» (I, 123–124).