Форум

Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Послания свщмч. Игнатия Богоносца

Послания свщмч. Игнатия Богоносца написаны им в самом начале II века, перед мученической кончиной в Риме в 107 г. Он был епископом Антиохии, во время гонений в правление императора Траяна был арестован и направлен в Рим для совершения приговора. В долгом пути святитель проезжает несколько областей, где есть местные церковные собрания; они посылают к нему для общения своих представителей (епископов и сопровождающих их), а в посланиях мы можем видеть ответ священномученика, обращенный к каждому собранию.
В текстах, относящихся ко времени ранней Церкви, особенно драгоценны свидетельства о том, какой жизнью жили первохристианские общины (поскольку и мы призваны жить ей), с какими опасностями и искажениями духовной жизни сталкивались (ведь и мы сталкиваемся с теми же закономерностями). В соседней теме о первом послании ап. Павла к коринфянам был поставлен вопрос: чем литургия отличается от мистерии? В связи с этим вопросом хочу поделиться несколькими соображениями на материале посланий.
В посланиях свщмч. Игнатия есть такое место (Послание к Поликарпу, глава 6):
Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Я — жертва за тех, которые повинуются епископу, пресвитерам и дьяконам. И пусть часть моя в Боге будет одинаковая с ними. Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь свой, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как Божии домостроители и домочадцы и слуги. Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, от кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами, как щит; вера — как шлем; любовь — как копье; терпение — как полное вооружение. Взносом вашим пусть будут дела ваши, чтобы после получить вам следующую вам прибыль. Итак, будьте долготерпеливы друг ко другу с кротостью, как и Бог (долготерпелив) к вам. Всегда желал бы я быть с вами.
Тут, как и во многих других местах, Игнатий Богоносец призывает к необходимости совместного прохождения духовного пути: этот путь не является индивидуальным и связан с церковным общением, в том числе необходимо и повиновение старшим в собрании — предстоятелю-епископу, пресвитерам и диаконам. Однако тут подчеркивается и неиерархичность этих отношений: «…вера ваша влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу. Потому все вы спутники друг другу» (Послание к Ефессянам, глава 9). Свщмч. Игнатий молится о том, чтобы его жребий, его «часть в Боге» была такой же, как и у всех верных членов Церкви. Это ведь он не только членах тех первохристианских общин — это он о нас. Смотришь на иконы деисусного чина в храме, и та же мысль посещает: о той ответственности, которую подразумевает общая часть в Боге с этими великими святыми.
Вот отрывок из обращения к Римской Церкви:
Игнатий Богоносец… церкви, председательствующей в столице области римской, богодостойной, достославной, достоблаженной, достохвальной, достовожделенной, чистой и первенствующей в любви, Христоименной, Отцеименной, которую и приветствую во имя Иисуса Христа Сына Отчаго; к тем, которые по плоти и духу соединены между собою во всякой заповеди Его, нераздельно получили полноту благодати Божией, чистым от всякого чуждого цвета, желает премного радоваться во Иисусе Христе, Боге нашем.
(Послание к римлянам, обращение)
Прежде всего бросается в глаза та похвала, с которой он обращается к Церквам: это обращение словно не к людям, а к Богочеловекам, совершенным в полноте возраста Христова (как обозначает ап. Павел цель служений в Церкви — см. Еф 4:11-16). Далее он напишет еще: «Я осужденный, а вы помилованные; я в опасности, а вы стоите твердо. Вы путь для умерщвляемых ради Бога» (Послание к Ефессянам, глава 12). Но несмотря на это, после похвал следуют и призывы, обращения, увещевания. Как это совместить? Я думаю, что когда он произносит похвалу, то тем самым признает и свидетельствует о благодати и жизни Духа Святого, увиденной им через представителей собрания; когда же увещевает и призывает, видит хрупкость этой жизни, опасность лишиться ее, нависшую над каждым членом собрания. Основная причина лишения — отторжение от церкви, которое является синонимом собрания евхаристического. Ведь, как сказано в отрывке выше, полнота благодати получена «нераздельно«, одна на всех.

Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог гордым противится.
(Послание к Ефессянам, глава 4)

Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божьего.
(Послание к Ефессянам, глава 5)

Итак, старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов.
(Послание к Ефессянам, глава 13; ср. в Дидахе — «Даже ищи каждый день иметь личное общение со святыми, чтобы ты почивал на словах (учения) их»)

Все послание к Ефессянам наполнено призывами к единомыслию, отвержению розни внутри собрания; вот только несколько примеров:

[Иисус Христос] прославил вас, для того, чтоб вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе и в одних мыслях, и все вы говорили одно.
(Послание к Ефессянам, глава 2)

Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы, согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы он услышал вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына.
(Послание к Ефессянам, глава 4)

Ибо, когда между вами не возникло никакой распри, которая могла бы расстроить вас, то подлинно вы живете, как угодно Богу.
(Послание к Ефессянам, глава 8)

Свщмч. Игнатий подчеркивает, что благодать в собрании уже в настоящее время может быть ощутима также, как и страх будущего гнева:

Или будущего гнева убоимся, или настоящую благодать возлюбим. Что–нибудь одно из двух, — только бы найтись нам во Христе Иисусе для истинной жизни.
(Послание к Ефессянам, глава 11)
Итак, что все вышенаписанное дает для ответа на вопрос о различии литургии и мистерии? У меня сложилось впечатление о целостности жизни, к которой одновременно призывает и о которой свидетельствует свщмч. Игнатий. Но остается вопрос — что же, ради целостности жизни первохристианские общины отказываются вовсе от жизни, которая не связана с жизнью Церкви? Или происходит ее «воцерковление»? Как вы понимаете, что имеет ввиду Игнатий Богоносец, когда пишет:
Плотские не могут делать духовного, ни духовные плотского, подобно как и вера — дел, свойственных неверию, и неверие — дел веры. Но у вас духовно и то, что вы делаете по плоти, потому что вы все делаете во Иисусе Христе.
(Послание к Ефессянам, глава 8)