Форум

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Лекция А. Л. Беглова о церковной жизни на рубеже ХХ века

На Правмире опубликована обзорная лекция А. Л. Беглова о жизни Русской Церкви накануне Поместного Собора 1917-1918 года.

… с какими проблемами Церковь подошла к 1917 году. Современные историки, например выдающийся американский исследователь Г.Л. Фриз, выделяют следующие проблемы:

1. Огосударствление – «бюрократизация» Церкви.

… речь шла не только об огосударствлении вообще, но о «бюрократизации» Церкви, о том, что на каждом из уровней церковного организма церковное управление было подчинено светским чиновникам.
На высшем уровне был обер-прокурор, который к этому моменту имел уже фактически статус министра духовного ведомства, министра православного исповедания. На епархиальном уровне это был секретарь консистории, который подчинялся обер-прокурору…

2. Политика власти в области расширения веротерпимости без учета интересов Церкви.

митрополит Антоний (Вадковский) <…> обратил к власти вопрос: если правительство не пойдет навстречу просьбам иерархии и не предоставит Церкви внутреннюю автономию, не станет ли церковь старообрядческая народной, в то время как мы так и останемся Церковью государственной.
Так, 17 октября 1906 года был издан указ о старообрядческом приходе, согласно которому фактически самоуправляющаяся и хозяйственно самостоятельная церковная община староверов приобрела полностью легальный статус. Но в это же время православный приход испытывал очень серьезные трудности, не имея, например, прав юридического лица и не имея возможности покупать имущество, даже принимать его в наследство.

3. Вопрос о церковном и светском браке.

За 10 лет, с 1905 по 1914 гг. число только санкционированных разводов возрастает более чем в 3 раза. Но в это же время, к 1915-1916 году в очереди в Синоде лежит еще 6 тысяч дел, уже дошедших до Синода, а на епархиальном уровне еще 60 тысяч дел бракоразводных. И главным виновным в том, что население нормально, легально не может выстроить свою семейную жизнь, оказывалась Церковь, потому что ей государством были переданы все эти полномочия по ведению бракоразводного процесса.

4. Церковь, власть и народное образование: вопрос о церковно-приходских школах.

5. Культурно-бытовые вопросы (праздники, метрикация и др.).

6. Приходский вопрос.

прихожане в Российской империи закреплены за конкретным приходом и за его территорией законодательно, то есть по факту своего места проживания вы привязываетесь к соответствующему священнику, духовнику, к тому, кто будет крестить ваших детей. <…>
Проблема территориальности прихода активно обсуждается с 90-х годов XIX столетия, и городские священники говорят, что такая система полностью устарела, что нам пора вводить принцип добровольного формирования приходов, <…> , но не разрешается до 1917 года никаким образом.

Еще один аспект приходского вопроса – кто является субъектом распоряжения церковной собственностью – храмовой, приходской и так далее? Эта собственность создана многими поколениями прихожан, их трудом построена церковь, она поддерживается их пожертвованиями. Но фактическим распорядителем является клир, а юридическим распорядителем – епархиальное начальство. Прихожане формально к этой собственности никакого отношения не имеют, хотя из их пожертвований платятся взносы, из их пожертвований содержатся духовные учебные заведения…
Компетенция органов приходского управления. <…> Приходское собрание имело право только раз в определенное количество лет выбирать церковного старосту, который не был ему подотчетен, который отчитывался только епархиальному начальству, фактически зависел от клира.

Еще вопрос: участвует ли приход в выдвижении кандидатов в члены клира? … для прихожан это очень существенный вопрос, потому что в конце XIX в. священник для них – просто откуда-то сверху присылаемый чиновник. <…> Вопрос стоял в рекомендации: можем ли мы рекомендовать своего кандидата, и из кого мы можем рекомендовать?

 

7. Сословность православного духовенства как проблема церковной и государственной жизни.

Но одна из самых острых проблем приходского и вообще социального устройства Церкви и империи – это проблема сословного характера духовенства. <…> одно из очень важных социально-психологических последствий – это глубокое отчуждение паствы от духовенства, которое наслаивается на материальные проблемы. Современники это прекрасно видели.

«Сословность духовенства и то обстоятельство, что служение Церкви вследствие этого есть единственное средство содержания его как сословия, есть наше главное зло» (Архиеп. Сергий (Страгородский))

 

8. Вопрос о материальном обеспечении духовенства.

… плата за требы продолжает быть основным источником доода, который и является постоянным предметом столкновений, конфликтов внутри приходов

9. Первая мировая война: углубление кризиса.

 

 

Интересно, а была ли попытка сравнить, что за прошедшее столетие по сути изменилось в устроении церковной жизни с учетом  пережитых Церковью гонений, принесенных свидетельств  и такого количества  новомучеников.  За этот период было несколько ключевых моментов в жизни России, когда, как мне кажется, была возможность к возрождению. Я не хочу говорить, что они упущены, но возможно кто-то пытался оценить это с церковной точки зрения.