Форум

Вы должны войти в систему для того, чтобы создавать сообщения и темы. Авторизоваться · Регистрация

«Размышления над одним текстом» — принадлежат ли С.И. Фуделю?

Есть один текст, который называют как принадлежащий С.И. Фуделю, но при этом в библиографии на сайте он отсутствует. Хотела понять - почему? На том же сайте есть сканы рукописного оригинала.

Владелец оригинала, Л.Л. Регельсон, сообщает, что перепечатанная копия рукописи была сразу переслана заграницу и опубликована без указания авторства:
Размышления над одним текстом [Рукопись неизвестного автора, полученная из Сов. России] // Вестник Русского студенческого христианского движения. Париж, 1969. № 94.

Тут возникает много вопросов. Прежде всего - почему бы С.И., который жил в покровский период насколько это возможно тихо и осторожно, отдал тетрадь с рукописью малознакомому человеку (Феликс Карелин, которому после доклада с толкованием Апокалипсиса Сергей Иосифович отдал тетрадь)? Ведь это очень рисковано, если тетрадь попадет не в те руки, то будет легко установить автора.

Сергей Иосифович переходит от размышлений над смыслом Ин 21:22 («Говорит ему Иисус: если Я хочу, чтобы он пребывал, доколе Я не приду, что тебе? Ты за Мною следуй») к возможному зримому участию ап. Иоанна Богослова в судьбе Церкви, которое может стать «явным в тот последний период ее жизни, когда ей в исключительной степени будет нужна именно апостольская святость и власть». Причина, по которой это может потребоваться - борение Церкви изнутри темным двойником:

В одной книжке «о последних событиях, имеющих совершиться в конце мира», изданной в прошлом столетии Оптиной пустынью, вместе с напоминанием обетования Христова о непобедимости Церкви – Невесты Христовой, было сказано так: «Церковь падшая и мир падший, ложное христианство и антихристианство, – таковы два явления, которыми окончится история греха».

Рядом с Церковью – Невестой Христовой существует в истории под общими церковными сводами ее темный двойник. И вот, чем глуше и темней будет становиться церковная жизнь («Когда придет сын Человеческий, найдет ли Он веру на земле?»), тем все сильнее будет в Церкви ожидание явного руководства, слышимых слов того Апостола, который, как он сам о себе сказал, «слышал и видел своими очами Слово жизни, рассматривал Его и осязал своими руками» (1 Ин.1:1). Может быть, только такие непорочные руки смогут в те времена «умножения беззакония» и последнего смятения управить корабль Церкви. Может быть, во время последней Голгофы Церкви снова прозвучат с Креста слова Учителя: «Се Мати твоя», и Апостол снова, как тогда в Иерусалиме, явно и зримо «возьмет ее к себе», явно примет на себя окормление и хранение Церкви.

Как вы думаете, это подлинный текст Сергея Иосифовича? Я конечно не графолог, но чисто внешне текст в сканах кажется похожим на его руку.

почему С.И., который жил в покровский период насколько это возможно тихо и осторожно, отдал тетрадь с рукописью малознакомому человеку (Феликс Карелин, которому после доклада с толкованием Апокалипсиса Сергей Иосифович отдал тетрадь)?

Феликс Карелин был в то время (начало 60-х годов) духовным сыном архимандрита Бориса (Холчева), и помимо толкования Апокалипсиса, всерьез занимался изучением древних отцов. Скандалы и расколы, связанные с его именем, начались только в 1966 году. Видимо, С.И. распознал в нем и духовное родство, и какую-то  близость личной судьбы (восемь лет лагерей и личная трагедия наверняка наложили на него особую печать, которую нес и сам С.И.).

Как вы думаете, это подлинный текст Сергея Иосифовича?

Определенно. Кроме Л.Л., об этом свидетельствуют и другие люди, знавшие С.И.

Даша, спасибо за ссылку.

Интересные размышления С.И. и конечно очень "фуделевский" круг тем, которые там поднимаются: о темном двойнике церкви, о стоянии у креста, об антиномичности христианства.

В этом тексте как-то с особой силой и явно сказано о том, что иерархичное устроение противно церкви и было введено только для упорядочения жизни, а не для "пышных титулов и полуязыческих церемоний" и не для превозношения одних членов церкви над другими.