Форум

Вы должны войти в систему для того, чтобы создавать сообщения и темы. Авторизоваться · Регистрация

В сети о С. И. Фуделе

На сайте Сретенского монастыря появилась заметка о Сергее Иосифовиче. (Для меня лично обращение к Сергею Иосифовичу автора с "Русской народной линии" неожиданно). Насколько я понимаю, заметка написана для читателя, с книгами Фуделя незнакомого. Там же в комментариях есть небольшое обсуждение; кажется, в нем приняла участие и автор статьи. Поводом для обсуждения послужил последний абзац статьи:

<...> богоборцы вместе с силовыми методами борьбы – физическим истреблением пастырей и православного люда, разрушением монастырей и храмов – проводили большую работу по нравственному растлению духовенства и либеральному перерождению Церкви. С. Фудель пишет, что «это есть попытка зла внутренним омертвением тканей церковного тела доказать призрачность его бытия, то есть практически, не на соборах, а на деле доказать ложность догмата о Церкви».

 

Весьма характерна аберрация Янины Алексеевой в цитировании первоисточника. В короткой заметке "Свет Церкви" С.И.Ф. пишет о гнойниках церковной жизни, таких как корыстолюбие, блуд и симония:

Омрачение пороком церковных людей или заражение Церкви мирским нечестием идет, можно сказать, с первых дней ее бытия. Уже в первоначальной Иерусалимской общине апостол Петр счел необходимым при всех обличить Ананию и Сапфиру в корыстолюбии и лукавстве (Деян. 5). Апостол Павел во многих местах своих посланий открыто обличает самые низкие пороки церковных людей и отдельных церковных общин. От этих двух верховных апостолов через всю историю Церкви идет такое открытое обличение тайного церковного зла отцами и учителями Церкви. Святые не допускали никакой лакировки церковной действительности: только светом обнаруживается и, тем самым, становится доступным для излечения это великое скрываемое зло.

Можно согласиться, что большевики всеми силами способствовали "нравственному растлению духовенства", но С.И. пишет именно о темном двойнике Церкви, находящемся внутри церковной ограды, к которому откровенно богоборческую власть отнести невозможно.

Кажется, тут слово "либерализм" не имеет конкретного значения, а используется как жупел. В такой форме спорить с тезисом автора статьи невозможно. Можно понять и так, что богоборческая власть пыталась то, что С.И. называет "темным двойником Церкви", всячески пестовать, и тем самым разрушать Церковь изнутри, вовсе не только через явные "расколы слева" и "расколы справа"; причем тут либерализм, правда, остается загадкой

Цитата: Дарья от 12.11.2017, 01:16

Кажется, тут слово "либерализм" не имеет конкретного значения, а используется как жупел. В такой форме спорить с тезисом автора статьи невозможно.

Автор заметки в Народной линии, как кажется, полусознательно переносит понятие "либерализм" из социально-политической области в духовное семантическое поле. По-видимому, автор консерватор по политическим убеждениям, и для нее понятие "свобода" имеет негативное значение и применительно к духовной жизни. Именно с этой точки зрения осифляне преследовали нестяжателей за "либерализм" в отношении к еретикам, но двигала их в этом рвении любовь к монастырским землевладениям.